Постоянно действующий орган управления. Органы повседневного управления рсчс. Координирующие органы рсчс

Органы управления РСЧС

каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на остальных уровнях комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне - МЧС России, на региональном уровне - региональные центры ГОЧС, на территориальном и местном уровнях - органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти или в их составе субъектов РФ и при органах местного самоуправления; на объектовом уровне - отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Органы управления РСЧС" в других словарях:

    пункт управления РСЧС - Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют… … Справочник технического переводчика

    пункт управления РСЧС - 2.2.26 пункт управления РСЧС: Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного… …

    Пункт управления РСЧС - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами и … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Нештатные органы управления, направляемые в район чрезвычайной ситуации с целями: оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки; подготовки предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации, использованию сил, средств …

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Единая госу … Википедия

    Совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Комплекс мероприятий, осуществляемых в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности. Решение на ликвидацию возникших… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Пункт управления - 22. Пункт управления часть установки по переработке ОЯТ, размещаемая в специально предусмотренных проектом помещениях и предназначенная для централизованного автоматизированного управления технологическими процессами, реализуемого оперативным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    орган управления - 2.4 орган управления: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель (или, в соответствующих случаях, сопровождающее лицо, если речь идет о прицепе) для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения помещение, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами… … Словарь черезвычайных ситуаций

Эффективное функционирование такой сложной системы, как РСЧС, возможно только на основе четкого распределения задач, прав и ответственности, задействованных в рамках этой системы, органов управления. Оно требует четкого взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации их действий со стороны вышестоящего руководства.

Организационно-техническую основу управления РСЧС и ГО составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

органов управления;

системы пунктов управления;

системы связи;

автоматизированных систем управления и других специальных систем.

Систему управления возглавляют должностные лица:

на федеральном уровне - Президент РФ, начальник ГО - председатель Правительства РФ и первый заместитель начальника ГО - министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является председателем межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям;

в министерствах, ведомствах, учреждениях - начальник ГО - руководитель министерства, ведомства; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) - заместитель руководите-ля министерства, ведомства;

в республиках, краях, областях и т.д. начальником ГО является руководитель исполнительного органа государственной власти, председателем КЧС - заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти.

На объекте экономики - начальник ГО - руководитель предприятия; председатель КЧС - заместитель руководителя.

Начальники ГО, председатели КЧС руководят подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, обеспечением постоянной готовности РСЧС и ГО в мирное время, а также переводом на военное положение. Им дано право принимать решения и проводить их в жизнь в пределах своей компетенции, издавать приказы, распоряжения, обязательные для выполнения всеми подчиненными им должностными лицами. Они организуют работу органов управления и несут ответственность за организацию и обеспечение непрерывного управления.

Важную роль в системе управления, ее эффективности, играют органы управления РСЧС и ГО (рис. 1.1.).

Органы управления, являясь органами государственного управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, предназначены для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Каждый уровень РСЧС имеет:

координирующие органы управления;

постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи ГО, задачи в области защиты населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

органы повседневного управления.

В отдельных случаях для ликвидации особо крупных ЧС (Нефтегорск) может быть образована правительственная (государственная) комиссия.

Координирующими являются следующие органы РСЧС.

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти.

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - региональные центры)

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Рос-сийской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов испол-нительной власти субъектов Российской Федерации.

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного само-управления.

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Межведомственная Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) создана постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №164. Этим же постановлением утверждены положение о комиссии и состав комиссии. Председателем ее является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

МВК предназначена для формирования и проведения единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями.

МВК может создавать рабочие оперативные группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности и определять порядок их работы. В состав оперативных групп включаются представители от министерств и ведомств.

Решения МВК, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти, представленных в комиссии, а также для предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, действующих в сфере ведения этих органов.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, городов, районов городов, сельских районов, объектов экономики (рис. 1.1.) предназначены для организации и проведения работ по предупреждению ЧС, уменьшению ущерба от них и ликвидации ЧС, координации деятельности по этим вопросам на своих уровнях.

Положения о КЧС и их состав утверждаются решениями соответствующих руководителей органов государственной исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и объектов экономики.

Для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и принятию мер по предотвращению ЧС, оценки их характера в случае возникновения, определения мероприятий по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды и их реализации, непосредственно в районе бедствий КЧС формируют оперативные группы. При возникновении ЧС на оперативные группы возлагается руководство работами по их ликвидации во взаимодействии с органами исполнительной государственной власти и управления в зонах бедствия. Состав формируется из членов КЧС с привлечением необходимых специалистов.

В чрезвычайных ситуациях министерства, ведомства и организации субъекта РФ для руководства работами по соответствующим направлениям могут выделять свои оперативные группы, которые работают под общим руководством оперативной группы КЧС субъекта РФ.

При создании оперативных групп необходимо учитывать:

структуру и состав групп, исходя из возлагаемых на них задач;

время на их развертывание;

уровень материально-технического обеспечения;

качество отработки документов;

порядок оповещения и сбора;

место и условия работы групп.

Теперь несколько слов о постоянно действующих органах, специально уполномоченные решать задачи ГО, задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органах управления по делам ГО и ЧС).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждению и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, является МЧС России, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В результате создания РСЧС и МВК, роль и место МЧС России по руководству и управлению силами и средствами министерств и ведомств, территориальными силами, входящими в подсистемы РСЧС, существенно изменились.

Войска ГО РФ, силы и средства РСЧС в полном объеме подчиняются председателю МВК - министру МЧС России, который осуществляет руководство ими в мирное время и по указанию Председателя Правительства РФ - непосредственное управление в военное время.

В МЧС создаются нештатные оперативные подразделения - оперативный штаб и оперативные группы, предназначенные для повышения эффективности управления при организации ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций (рис. 1.2).

Полномочными органами управления МЧС России в регионах являются региональные центры по делам ГО и ЧС, предназначенные для осуществле-ния отдельных полномочий Министерства в области ведения ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и военное время.

На региональные центры возложены следующие задачи:

осуществляют координацию деятельности территориальных подсистем, а также звеньев функциональных подсистем РСЧС, организуют их взаимодействие по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации ЧС;

контролируют работу органов управления предприятий и организаций на территории региона, а также выполняют ряд других задач по организации управления выделенными в их распоряжение силами и средствами;

осуществляют руководство подготовкой соединений и войсковых частей ГО и т.д.

Начальник регионального центра руководит:

функционально - органами управления ГОЧС;

непосредственно - соединениями и воинскими частями ГО, поисково-спасательными службами, дислоцирующимися на территории региона.

В региональном центре могут создаваться: боевой расчет, группа информации, оперативная группа.

На территориальном и местном уровнях органами управления ГОЧС являются министерства, комитеты, главные управления (управления), отделы и т.п., создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

В соответствии с возложенными задачами, органы управления ГОЧС участвуют в создании и поддержании в постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи, пунктов управления.

Территориальным органам управления ГОЧС определена ведущая роль в планировании и руководстве мероприятиями РСЧС и они являются старшими по отношению к соответствующим отраслевым органам управления ГОЧС. Как показала практика, именно органы управления ГОЧС являются основными органами управления, координирующими деятельность сил и средств РСЧС в районе чрезвычайной ситуации.

Основным организатором работы в органе управления ГОЧС является начальник органа управления ГОЧС. Он является заместителем начальника ГО и имеет право от его имени отдавать приказания (распоряжения) по вопросам ГО подчиненным начальнику ГО лицам, частям и формированиям ГО, требовать от них предоставления необходимых отчетов, докладов и предложений.

На объектах экономики создается отдел или сектор, а при невозможности их создания, назначается отдельный специалист ГОЧС.

Непосредственное руководство службами ГО осуществляют начальники служб, при которых могут создаваться штабы служб.

Органы повседневного управления РСЧС являются рабочими органами руководства (рис. 1.3.). К ним относятся:

центр управления в кризисных ситуациях (центр), который создан в МЧС России и является органом оперативного управления силами и средствами РСЧС, взаимодействует в пределах своей компетенции с федеральными и региональными органами управления Российской Федерации, а также с соответствующими органами зарубежных стран по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС;

оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;

дежурные диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций и объектов.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления (ПУ), оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемые в го-товности к использованию.

Распределение задач между органами управления должно осуществляться в строгом соответствии с принципом рационального сочетания централизации управления с децентрализацией.

Как правило, функции вышестоящих органов управления включают планирование, организацию распределения и доставки необходимых сил и средств, ресурсов, контроль их использования, а также оказание необходимой помощи.

Организация работы органов управления предусматривает решение таких вопросов как:

четкое распределение функций между различными уровнями управления и органами управления одного уровня (управлениями, отделами, штабами и службами);

определение обязанностей должностных лиц органов управления при управлении предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

непосредственно реализация управления.

Важное значение при обеспечении устойчивости управления придается пунктам управления (рис. 1.4).

Пункты управления - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами связи, оповещения и автоматизации места (помещения или транспортные средства), откуда должностные лица, органы управления осуществляют управление РСЧС и ГО при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

При повседневной деятельности управление организуется, как правило, из мест постоянного расположения органов управления.

Для управления мероприятиями РСЧС и ГО в военное и мирное время создаются городские и загородные запасные пункты управления, вспомогательные, подвижные, мобильные и пункты управления-дублеры.

Городские запасные пункты управления создаются во всех категорированных городах и районах этих городов. Они размещаются в пределах городов, но вне расположения объектов экономики с опасными видами производства. Эти пункты управления предназначены для размещения оперативных групп при организации управления в усиленных режимах функционирования, а в военное время - для повышения устойчивости управления.

Загородные запасные пункты управления организуются в субъектах Российской Федерации, городах особой группы, министерствах и ведомствах. Они размещаются вне зон возможных разрушений вокруг городов, отнесенных к группам по ГО и объектов особой важности, а также вне зон возможных катастрофических затоплений. На запасных ПУ размещаются оперативные группы.

В МЧС основным ЗПУ является центральный командный пункт (ЦКП) с которого в особый период осуществляется устойчивое и непрерывное управление за функционированием подсистем и звеньев РСЧС, непосредственное руководство силами и средствами ГО в районах ЧС, а также размещение и обеспечение устойчивой работы центрального аппарата МЧС России по руководству ГО.

Центральный командный пункт в системе пунктов управления МЧС является главным. В его состав входят:

узел связи;

вычислительный центр;

подвижный пункт управления;

управление командного пункта и другие элементы.

В некатегорированных городах и сельских районах для обеспечения управления в военное время подготавливаются заблаговременно противорадиационные укрытия, оснащенные необходимыми средствами связи и оповещения.

На объектах экономики ПУ оборудуются в одном из убежищ.

Запасные ПУ включают: защищенные рабочие помещения с узлами связи, автономными источниками энергопитания, водоснабжения и др. системами жизнеобеспечения, аппаратурой центрального оповещения, средствами закрытой связи; защищенные помещения и сооружения для укрытия отдыхающей смены и наземные помещения для работы и отдыха личного состава органов управления.

Загородные ПУ включают также места стоянки техники и посадочные места для вертолетов (самолетов).

В одном из рабочих помещений ЗПУ оборудуется центр управления. Для управления войсками ГО в бригаде (полку) создается командный пункт (КП) и тыловой пункт управления (ТПУ), а в батальонах командно-наблюдательный пункт.

Вспомогательные пункты управления создаются для обеспечения управления силами ГО на разобщенных направлениях или когда управление с ЗПУ невозможно. Они, как правило, совмещаются с запасными ПУ соответствующих головных областей. На случай внезапного нападения противника предусматривается создание оперативных групп из состава руководящих работников и личного состава штабов ГО головных областей (краев).

Подвижные пункты управления предназначены для руководства силами ГО в районе ЧС, где сложилась наиболее сложная обстановка, а также в других случаях. Они позволяют повысить эффективность управления. По имеющимся данным расход времени на управлен-ческую деятельность при наличии подвижного ПУ в ряде случаев сокращается на величину до 30%, а эффективность управления повышается на 10-20%. Оборудуются подвижные ПУ с расче-том использования их при выполнении задач, как военного, так и мирного времени.

Мобильные пункты управления предназначены для размещения территориальных управлений, долгов-ременного размещения оперативных групп в мирное время и развертывания ПУ МЧС и региональных центров в полевых условиях в военное время.

Пункты управления-дублеры создаются на случай выхода из строя основных ПУ. Они должны обеспечиваться необходимыми документами и планами, оснащаться средствами связи по управлению ГО соответствую-щими основному органу управления.

При землетрясении в Армении пункты управления, в том числе и пункты управления - дублеры, были полностью выведены из строя, что явилось полной неожиданностью для руководства. Это явилось следствием недооценки обстановки при планировании управления в экстремальных условиях, характерных для данного района. Все это говорит о том, что к планированию расположения ПУ надо подходить очень серьезно.

Для обеспечения устойчивого и непрерывного управления из состава органа управления ГОЧС и служб ГО для работы на пункте управления формируется боевой расчет.

Состав его определяется заблаговременно в мирное время.

Порядок занятия пунктов управления оперативными специальными группами и основным составом штабов определяется решением соответствующего начальника ГО.

В целях обеспечения непрерывного управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого из состава расчета штаба создаются 2-3 дежурные смены.

На дежурную смену расчета ПУ возлагается:

сбор, обобщение, анализ и доклад информации об обстановке начальнику ГО или его заместителю;

отображение обстановки на картах, планах, картах и других документах;

ведение рабочих журналов обстановки и действий;

передача указаний начальника ГО и НШ исполнителям и контроль за их выполнением.

Оперативный дежурный назначается из числа офицеров (служащих) и подчиняется дежурному смены расчета, начальнику оперативного отдела и начальнику штаба.

Он обязан:

быть в постоянной готовности к приему и передаче сигналов оповещения, распоряжений старших начальников;

знать общую обстановку, состояние сил и решаемые ими задачи, состояние систем оповещения и связи;

знать порядок работы штаба на пункте управления, местонахождение руководства;

своевременно доводить сигналы оповещения, распоряжения и указа-ния до подчиненных органов управления и сил РСЧС и ГО;

контролировать состояние охраны и обороны ПУ и поддерживать на нем установленный порядок.

Непосредственную ответственность за содержание пунктов управления несут их начальники.

Третьим элементом системы управления являются средства управления, которые включают системы: связи и оповещения, автоматизации и другие специальные системы.

Более подробно вопросы организации связи и автоматизации будут рассмотрены на одноименных кафедрах академии.

Для эффективного функционирования РСЧС в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС (рис. 1.5.).

Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производствен-ной, промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, осуществляемыми в этих режимах, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств РСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых видов страхования;

б) в режиме повышенной готовности:

принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработке предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы;

усиление наблюдения и контроль за состоянием окружающей природ-ной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

организация защиты населения;

выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

определение границ зоны и организация ликвидации чрезвычайной ситуации;

организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

В зависимости от обстановки, подсистемы и звенья РСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.

Работа по организации предупреждения и ликвидации ЧС зависит от конкретной обстановки, полученной задачи, наличии времени и может производиться методами последовательной или параллельной работы, а также их сочетанием.

Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку к выполнению задачи и осуществляется на основе приказа или распоряжения старшего начальника. В этом случае каждая инстанция включается в работу после принятия решения старшим начальником на основе отданных предварительных распоряжений.

Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки к действиям по ликвидации ЧС и заключается в организации одновременной работы по принятию решения и постановки задач во всех звеньях управления, на основе предварительных распоряжений старшего начальника, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и ГО). Этот метод является основным при организации действий сил РСЧС и ГО при возникновении ЧС в мирное и военное время и дает возможность резко сократить сроки подготовки к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ, но требует более четкой организации работ.

В зависимости от конкретных условий подготовки к выполнению задачи работа должностных лиц и органов управления различных уровней может строиться на принципах сочетания методов работы.

При этом методы работы, должны отвечать характеру решаемых задач, сложившейся обстановке, обеспечению своевременного и организованного выполнения всех прогнозируемых, в том числе и внезапно возникающих задач.

Это достигается путем четкого распределения и своевременного уточнения обязанностей личного состава органов управления, рациональной организацией работы в органах управления и заблаговременной подготовкой необходимых материалов - планов, карт, справочных данных.

К выбору режимов и методов управления следует подходить творчес-ки, не допускать шаблона, проявлять инициативу, искать новые, более совершенные способы, соответствующие условиям деятельности РСЧС и ГО. Однако при любом методе работы необходимо принять решение и спланировать всю работу так, чтобы предоставить максимум времени исполнителям для подготовки к выполнению поставленных задач.

Организация управления никогда не является шаблонным, застывшим процессом по своей форме. Она постоянно должна изменяться вместе с изменением масштабов задач, с развитием техники и технологий ведения работ. Совершенствование управления - непрерывный процесс. Анализ практики организации управления в ходе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянно подтверждает это.

Органы повседневного управления РСЧС:
- центры управления в кризисных ситуациях(ЦУКС) - пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;
- объединенная система оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ), служб и специализированные подразделения федеральных органов власти и организаций;
- единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) субъектов РФ, создаваемая при Главных управлениях ГО и ЧС, органах исполнительной власти, городах и сельских районах.
В состав ЦУКС входят: пункт управления, узел связи, центр оповещения, комплекс средств автоматизации и автоматизированная система.
Пункт управления - здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения.
Узел связи - организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС органов управления ГОЧС.
Центр оповещения - организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения и персонального вызова, взаимодействующих с автоматизированной системой централизованного оповещения ГО.
Комплекс средств автоматизации - организационно-техническое объединение программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, хранения, обработки и выдачи необходимых данных.
Автоматизированная система - совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных на ЕДДС, и являющихся составной частью местной подсистемы автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.
Объединенная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) - это организационно-техническое объединение ЕДДС области, города, сельского района, являющееся центральным органом управления этой системы, и взаимодействующих с ней дежурно-диспетчерских служб.
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) - это орган повседневного управления подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурно-диспетчерских служб области, городов, сельских районов, создаваемых при органе управления ГОЧС. Целью создания ЕДДС является повышение готовности администраций и служб к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС. ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
Дежурно-диспетчерская служба(ДДС) - дежурный или диспетчерский орган любой службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС.

Силы и средства РСЧС.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России.

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

Координирующими органами РСЧС являются:

На федеральном уровне - межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах власти, председатель этой КЧС - министр МЧС РФ;
- на региональном уровне, охватывающим территорию нескольких субъектов РФ, - региональные центры МЧС РФ;
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (территориальные КЧС);
- на местном уровне (город, район, район города) - КЧС органов местного самоуправления (местные КЧС);
- на объектовом уровне (ОЭ, организация) - объектовые КЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).

структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев в пределах имеющихся полномочий. К О.п.у. РСЧС относятся: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативные дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также организаций; оперативные штабы ликвидации чрезвычайных ситуаций; оперативные группы. Из перечисленных О.п.у. оперативные штабы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативные группы являются нештатными подразделениями, развертываемыми в чрезвычайном режиме функционирования РСЧС на базе штатных органов управления ГОЧС.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Орган повседневного управления РСЧС" в других словарях:

    орган повседневного управления РСЧС - Структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев, в пределах имеющихся полномочий. [ГОСТ Р 22.0.03 95] Тематики безопасность в… … Справочник технического переводчика

    орган повседневного управления РСЧС - 2.2.4 орган повседневного управления РСЧС: Структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев, в пределах имеющихся полномочий.… …

    Орган повседневного управления РСЧС - структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев в пределах имеющихся полномочий … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    орган - 19.3 орган: Юридический или административный объект, имеющий определенные задачи и структуру. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    151 ЦУКС головной орган управления РСЧС, осуществляющий повседневное управление силами и средствами РСЧС при проведении аварийно спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории России. Осуществляет… …

    Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения помещение, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий - Терминология ГОСТ Р 22.0.02 94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий оригинал документа: 2.2.20 аварийно восстановительное формирование: Группа строителей профессионалов, создаваемая в соответствующих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Орган повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ). ЕДДС предназначаются для сбора от населения и организаций… … Словарь черезвычайных ситуаций

Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация - Местная противовоздушная оборона . В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО . Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону . Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС .

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС . Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС :

  1. Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  2. Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  3. Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  4. Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  5. Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  6. Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  7. Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  8. Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  9. Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  10. Развитие сотрудничества на международном уровне.

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  1. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней , каждый из которых подотчетен вышестоящему:

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Силы и средства РСЧС

Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС . Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования . В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.

Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.

Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.

Статью прислал: R600

Похожие статьи