М. А. Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Холодная марина александровна Истоки и результаты дискуссии о "количестве" интеллектов: один, два или много

Данная книга посвящена обсуждению наиболее острых проблем психологии интеллекта. Описываются традиционные тестологические и экспериментально-психологические теории интеллекта. Предлагается новый подход в изучении природы интеллекта в контексте анализа особенностей организации индивидуального ментального (умственного) опыта личности. Рассматриваются механизмы индивидуальных различий в интеллектуальных способностях, а также различные виды интеллектуальной одаренности. В прикладном разделе определяются задачи интеллектуального воспитания учащихся в рамках инновационной "обогащающей модели" обучения (на примере преподавания школьного курса математики). Содержание книги может быть использовано преподавателями и студентами в рамках вузовского учебного курса "Общая психология" в качестве дополнительного учебного материала.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Психология интеллекта: парадоксы исследования" Холодная М. А. бесплатно и без регистрации в формате doc, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мари́на Алекса́ндровна Холо́дная (род. ) - советский и российский психолог, профессор, д.пс.н., заведующая лаб. психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина Института психологии РАН. Известна прежде всего исследованиями в сфере психологии интеллекта , одарённости , педагогической психологии и когнитивных стилей . После окончания в 1971 году психологического факультета ЛГУ работала 10 лет на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета . Кандидат психологических наук ( , диссертация «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления»). С 1981 года доцент, а затем профессор кафедры психодиагностики и медицинской психологии в Киевском государственном университете . С начала 1990-х на работе в МГУ , где защитила докторскую диссертацию «Структурная организация индивидуального интеллекта». С 1994 года - ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей (Москва), с 2001 года - зав. лабораторией психологии способностей им. В. Н. Дружинина. Член Федерации психологов образования России . Имеет более 150 научных публикаций.

Основные работы

Монографии

  • Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. - Томск: Изд-во ТГУ, 1983. - 190 c.
  • Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. - 392 с.
  • Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
  • Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. - СПб. «Питер», 2004. - 384 с.
  • Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
  • Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 288 с.

Статьи

  • Холодная М. А. . - 1990. - № 5 . - С. 121–128 .
  • Холодная М. А. // Вопросы психологии. - 1993. - № 1 . - С. 32–39 .
  • Холодная М. А. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1 , № 2 . - С. 66–75 .
  • Холодная М. А. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1 , № 4 . - С. 38–44 .

Напишите отзыв о статье "Холодная, Марина Александровна"

Примечания

Ссылки

  • Марина Александровна Холодная. . газета «Первое сентября». .

Отрывок, характеризующий Холодная, Марина Александровна

– Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
– Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
– Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
Князь Андрей улыбнулся.
– Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
– Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s"en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 5, с. 119-124

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ХОЛОДНАЯ

Марина Александровна Холодная - известный специалист в области психологии интеллекта, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии способностей им. В.Н. Дружинина Института психологии Российской академии наук.

В 1971 г. она закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. С 1971 по 1981 гг. работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета. В 1974 г. на факультете психологии ЛГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему "Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления". С 1981 г. -доцент, а затем профессор кафедры психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета. В 1990 г. на факультете психологии МГУ защитила докторскую диссертацию на тему "Структурная организация индивидуального интеллекта". С 1994 г. работает в должности ведущего научного сотрудника лаборатории психологии способностей в Институте психологии РАН (Москва), с 2001 г. возглавляет лабораторию психологии способностей им. В.Н. Дружинина.

Сфера научных интересов М.А. Холодной -психология интеллекта, когнитивные стили, понятийное мышление, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся, психодиагностика интеллектуальных способностей.

М.А. Холодной была разработана онтологическая теория интеллекта, в рамках которой интеллект рассматривается как форма организации ментального опыта, представленного в виде ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и ментальных репрезентаций происходящего. Ею разработана психологическая модель устройства ментального опыта, в которой выделяются четыре основных структурных уровня его организации: когнитивный опыт (в том числе архетипические структуры, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры, понятийные структуры), метакогнитивный опыт (непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция), ин-тенциональный опыт (предпочтения, убеждения, умонастроения). Особенности состава и строения ментального опыта предопределяют свойства интеллектуальной деятельности (в виде частных интеллектуальных способностей - конвергентных способностей, креативности, обучаемости, а также интегральных проявлений интеллектуальной одаренности - компетентности, таланта, мудрости).

В исследованиях когнитивных стилей, проводимых М.А. Холодной и под ее научным руководством, основное внимание сосредоточено на анализе соотношения стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности. Результаты эмпирических исследований позволяют рассматривать когнитивные стили как метаког-нитивные способности, имеющие отношение к сформированности механизма непроизвольного контроля процесса переработки информации. Доказано существование феномена "расщепления" полюсов основных когнитивных стилей, позволяющее говорить о когнитивном стиле как квадриполярном измерении.

В области исследований понятийного мышления предпринята попытка обосновать интег-

ральный характер концептуальных структур и их системообразующую роль в структуре индивидуального интеллекта.

В прикладном плане исследования М.А. Холодной связаны с подготовкой школьных учебников нового поколения по математике для 5-9-х классов общеобразовательной школы, разработанных на основе психодидактического подхода и ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся. Эта работа ведется в рамках МПИ-проекта ("Математика. Психология. Интеллект"), объединяющего усилия ученых и учителей из различных городов России (Томск, Брянск, Воронеж, Курган, Москва, Магнитогорск, Новосибирск).

На протяжении своей профессиональной карьеры юбиляром опубликовано более 150 научных публикаций, в том числе монографии: "Интегральные структуры понятийного мышления" (Томск, 1983), "Психология интеллекта: Парадоксы исследования" (СПб., 2002/2003), "Когнитивные стили: О природе индивидуального ума" (СПб., 2004), "Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся" (в соавторстве с Гельфман Э.Г.; СПб., 2006).

М.А. Холодная является лауреатом конкурса в сфере образования и науки (1997), лауреатом премии Президента Российской Федерации в области образования (1999), лауреатом премии федеральной целевой программы "Одаренные дети" в рамках президентской программы "Дети России" (2001).

М.А. Холодная - высококвалифицированный преподаватель, разработавший учебные курсы по темам "Мышление", "Психология когнитивных стилей", "Актуальные проблемы психологии интеллекта". Ее лекции неизменно вызывают живой интерес в студенческой аудитории. Большое внимание уделяется подготовке молодых ученых: под руководством Марины Александровны защищено 10 кандидатских диссертаций.

На протяжении всей профессиональной карьеры Марину Александровну отличает принципиальное, страстное, последовательное и предельно четкое обоснование и защита своих научных позиций. Ей присущи не только высокая требовательность к себе как к профессионалу, но и незаурядная гражданская смелость и чуткая человеческая совесть. По ее выражению, психология - это наука не только об общих закономерностях психики, но и о психологических основах защиты прав человека.

Марина Александровна Холодная являет собой один из замечательных образцов бескорыстного и честного служения науке, активной

жизненной позиции, человеческого благородства, личностной стойкости.

Редакция, редколлегия "Психологического журнала", все сотрудники Института психологии РАН с радостью поздравляют Марину Александровну с ее юбилеем и желают ей крепкого здоровья и новых профессиональных достижений!

К поздравлениям присоединяются коллеги, сотрудники и ученики Марины Александровны.

Логинова Н.А. - доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет: «Мы с Мариной Александровной однокурсницы, более того жили в одном общежитии целых пять студенческих лет. Нас, первых студентов вновь созданного факультета психологии Ленинградского государственного университета, приняли как долгожданных первенцев. Борис Герасимович Ананьев и его сотрудники окружили нас повышенным вниманием. Уже в октябре 1966 г. наш курс стал коллективным испытуемым в ананьевских комплексных исследованиях. На нас апробировали их методики и процедуру. Особенное впечатление на нас произвели испытания интеллекта по Векслеру. Тестирование кое-кого напугало, а результаты многих озадачили. Может быть, от того сильного впечатления Марина Александровна и загорелась желанием изучать интеллект. Помнится, она уже на первом курсе высказывала дельные мысли о недостаточности тестовых оценок, которые не улавливают самого главного в умственном развитии личности - творческих способностей.

Марина была выдающейся студенткой. Многие это поняли очень скоро. На семинарах и в кулуарах студенческих аудиторий, когда мы, студенты, увлеченные научными вопросами, много обсуждали и спорили, Марина всегда выделялась смелостью, глубиной и оригинальностью суждений. Вскоре она стала признанным интеллектуальным лидером не только нашего блестящего, как оказалось, курса, но и всего факультета. Мне недавно рассказывали две тогдашние младше-курсницы, как они почтительно относились к Марине и, бывало, издали наблюдали, как она сосредоточенно работает в библиотеке.

Помню, как на последних курсах Марина серьезно, с полной отдачей проводила эксперименты по мышлению. Ежедневно ездила в Психоневрологический институт им. Бехтерева набирать данные, да и нас, своих соседей по общежитию, тоже "завербовала" в испытуемые.

ской среде, показать Борису Герасимовичу. Он нас серьезно выслушал, статью просмотрел и одобрил. Дипломную работу Марины Борис Герасимович оценил как одну из лучших в нашем выпуске 1971 г. А вот оценка Иосифа Марковича Палея, высказанная после выступления Марины на защите дипломной. Привожу дословную запись, сделанную мной: «Не только умом выделялась наша Марина, но и характером - скромным до застенчивости, компанейским, дружелюбным, в то же время резким и даже прямолинейным. Приспособленчество абсолютно ей чуждо. Ее научные убеждения тверды, нравственные принципы определенны и действенны. С ней легко, потому что она не подведет, не схитрит и не предаст. С ней трудно, потому что нелицеприятна и не умеет подсластить пилюлю точной критики. Психотерапевтические "поглаживания" и равнодушная "политкорректность" вовсе ей не свойственны».

К Марине Александровне тянутся люди. Мне она очень дорога как интереснейший научный собеседник, единомышленница, соучастница студенческой юности. Мы вместе переживали романтику юных студенческих лет, бескорыстное увлечение наукой, восторг от лекций и личности учителей - Бориса Герасимовича Ананьева, Льва Марковича Веккера. Годы спустя, живя в разных городах и странах, не теряли друг друга из виду, и я рада, что теперь имею больше возможности общаться с Мариной.

Марина Александровна, как и следовало ожидать, стала большим ученым - думаю, главным специалистом по проблеме интеллекта в нашей стране. А еще Марине удалось создать семью, уютный дом, воспитать замечательную дочь. Отметим это особо, потому что знаем, как непросто женщине совместить личную жизнь и служение науке».

Толочек В.А. - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологии РАН: «С М.А. Холодной я познакомился в 1993 г. на неформальных семинарах по проблеме стиля, проводимых в Институте психологии РАН. Мое первое впечатление о ней сложилось как о человеке, наделенном способностью внимательно слушать и слышать собеседника (как ни парадоксально, сравнительно редкой даже в нашем "цехе"), умением доброжелательно и корректно аргументировать, не затрагивая личность оппонента, и оперировать "сущностями" вещей, а не собственными "пристрастиями"

ЗЕЗКОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - 2014 г.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ИЛИ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? ОБСУЖДЕНИЕ ИЛИ ОСУЖДЕНИЕ СТАТЬИ Г. М. ПАЛЬГУЕВОЙ

    БОРОДИНА В.А. - 2012 г.

  • 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

    Предисловие....................................7

    Вместо введения .................................................................................... 9

    Глава 1. Существует ли интеллект как психическая

    реальность? (причины кризиса тестологических теорий интеллекта) .......................................................... 13

    1.1. Истоки и результаты дискуссии о «количестве» интеллектов: один, два или много? ........................................... 13

    1.2. Основные противоречия тестологических исследований интеллекта ...................................................................................24

    Глава 2. Критерии развития интеллекта (объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта) ........................................................ 36

    2.1. Феноменологический подход. .................................................... 37

    2.1.1. Гештальт-психологическая теория интеллекта. .............. 37

    2.1.2. Особенности индивидуальной базы знаний как основа интеллектуальной компетентности ..............39

    2.2.Генетический подход ..................................................................41

    2.2.1. Этологическая теория интеллекта ..................................41

    2.2.2. Операциональная теория интеллекта .............................42

    2.3.Социо-культурный подход ..........................................................46

    2.3.1. Межкультурные исследования познавательных процессов.... ..........................................46

    2.3.2. Культурно-историческая теория высших психических функций .........................................49

    2.4. Процессуально-деятельностный подход ...................................52

    2.4.1. Исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса ......................................52

    2.4.2. Исследование личностных факторов интеллекта в рамках теории деятельности ........................................54

    2.5.Образовательный подход ...........................................................55

    2.5.1. Теории когнитивного научения .......................................55

    2.5.2. Исследование интеллекта в контексте проблемы обучаемости. .....................................................................57

    2.6. Информационный подход. ..........................................................59

    2.6.1. Ментальная скорость как основа индивидуальных интеллектуальных различий ............................................59

    2.6.2. Элементарные информационные процессы как основа индивидуальных интеллектуальных различий ...61

    2.7. Функционально-уровневый подход ...........................................63

    2.7.1. Структурно-уровневая теория интеллекта .....................63

    2.7.2. Теория функциональной организации познавательных процессов. .............................................66

    2.8.Регуляционный подход ...............................................................68

    2.8.1. Интеллект как условие контроля мотивации ..................68

    2.8.2. Интеллект как ментальное самоуправление. .................70

    Глава 3. Интеллект как форма организации

    ментального (умственного) опыта ................................ 75

    3.1. Специфика целостности психических явлений в контексте структурно-интегративной методологии ...............76

    3.2. Ментальный опыт как объяснительная категория (ретроспективный анализ) .........................................................82

    3.3. Феноменология интеллекта: ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации .........94

    3.3.1. Ментальные структуры. .................................................... 94

    3.3.2. Ментальное пространство ...............................................96

    3.3.3. Ментальная репрезентация .............................................98

    3.3.4. Смена протофеномена в исследовании интеллекта: переход от «познавательного процесса» к «ментальному опыту» ................................................. 103

    Глава 4. Состав и строение ментального опыта...................... 108

    4.1. Психологическая модель устройства ментального опыта..... 108

    4.2. Особенности организации когнитивного опыта ..................... 110

    4.2.1. Архетипические структуры ............................................111

    4.2.2. Способы кодирования информации .............................111

    4.2.3. Когнитивные схемы........................................................ 113

    4.2.4. Семантические структуры .............................................116

    4.2.5. Понятийные психические структуры ............................ 119

    4.3. Особенности организации метакогнитивного опыта ............. 127

    4.3.1. Непроизвольный интеллектуальный контроль .............128

    4.3.2. Произвольный интеллектуальный контроль .................130

    4.3.3. Метакогнитивная осведомленность.............................. 132

    4.3.4. Открытая познавательная позиция ..............................133

    4.4. Особенности организации интенционального опыта ............. 134

    Глава 5. Интеллектуальные способности ................................. 138

    5.1. Общая характеристика интеллектуальных способностей ..... 138

    5.1.1. Конвергентные способности .........................................139

    5.1.2. Дивергентные способности ...........................................141

    5.1.3. Обучаемость ...................................................................142

    5.1.4. Познавательные стили ................................................... 144

    5.1.5. Основные проблемы в изучении интеллектуальных способностей ................................... 149

    5.2. Результаты эмпирического исследования связей компонентов ментального опыта с конвергентными и дивергентными способностями ............................................ 153

    5.3. Особенности организации психического времени в контексте проблемы интеллектуальных способностей ....... 159

    Глава 6. Интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия ментального опыта личности .............. 168

    6.1. Типы интеллектуальной одаренности. ..................................... 168

    6.2. Психические механизмы компетентности, таланта и мудрости ................................................................... 174

    6.3. Сравнительное эмпирическое исследование «одаренных» и «обычных» школьников. ................................. 185

    Глава 7. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования ................................................................... 196

    7.1. Задачи интеллектуального воспитания учащихся и тенденции развития современной школы. ........................... 196

    7.1.1. Основные компоненты школьного образования в условиях интеллектуального воспитания учащихся ..................................................... 196

    7.1.2. Интеллектуальное воспитание: элитизм или равенство? .........................................................

    7.1.3. Критерии интеллектуальной воспитанности...........

    7.2. Психологические основы «обогащающей модели» обучения..............................................................................

    7.2.1. Основные психологически ориентированные модели школьного обучения ....................................

    7.2.2. Общая характеристика «обогащающей модели» обучения ....................................................

    7.3. Школьный учебник как интеллектуальный самоучитель .

    7.3.1. Психологические требования к конструированию учебных текстов. .......................................................

    7.3.2. Основные линии обогащения ментального опыта учащихся ...................................................................

    Вместо заключения .....................................................................

    Терминологический словарь .......................................................

    Литература....................................................................................

    Похожие статьи