Статья 325 тк рф некоммерческие организации. Теория всего. Право компенсации трат на проезд для работников внебюджетной сферы

26 ноября 2015 г. состоялось расширенное заседание Совета при Губернаторе Камчатского края по развитию гражданского общества и правам человека. На повестке был один вопрос «О реализации статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно».

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
ст. 325, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) {Консультант Плюс}

По информации Министра социального развития и труда Камчатского края Койрович И.Э. :
«В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
В целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 ТК РФ».
В результате принятия данного закона все организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от формы собственности и источника своего финансирования, должны предоставлять своим работникам компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа е месту использования отпуска и обратно один раз в два года.
Таким образом, законодательно четко закреплено право работников не только бюджетной, но и внебюджетной сферы на получение данной компенсации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим предоставление компенсаций расходов по оплате проезда в отпуск, в нашем регионе является Закон Камчатского края от 29.12.2014 № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях».
В соответствии с нормами вышеуказанного Закона работникам государственных органов Камчатского края, краевых государственных учреждений предоставляется право на оплачиваемый один раз в два года проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда указанной категории лиц регламентирован постановлением Правительства Камчатского края от 21.06.2011 № 253-П.
Аналогичные нормативные правовые акты приняты органами местного самоуправления для работников организаций, финансируемых из местного бюджета.
Положения, предусмотренные указанными региональными нормативными правовыми актами, в полной мере соответствуют нормам статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации.
Льготы по предоставлению компенсаций, связанных с проездом в отпуск и обратно для вышеуказанных работников и членов их семей, осуществляются своевременно и в полном объеме.
В настоящее время, с момента внесения изменений в статью 325 Трудового кодекса федеральным законом от 02.04.2014 № 50-ФЗ, действующее правовое регулирование обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливать в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.
Необходимо отметить, что проблемы предоставления гарантий по оплате проезда в отпуск работодателями малого и среднего бизнеса рассматривались, в том числе, на заседании Государственного Совета РФ 7 апреля 2015 года. По итогам заседания Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации подготовить предложения по внесению предложений по совершенствованию федерального законодательства в части, касающейся выплаты лицам, работающим в северных регионах, компенсации расходов по оплате проезда в отпуск, за счет средств работодателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Правительством Камчатского края направлены предложения о целесообразности разработки механизма частичного возмещения из федерального бюджета затрат работодателей внебюджетного сектора экономики по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно работников и членов их семей. (в Аппарат Правительства Российской Федерации письмо от 15.12.2014 № 04-6275, в Минтруд России письмо от 27.02.2015 № 08-987).
Учитывая высокую социальную значимость данного вопроса в августе этого года эта тема была вынесена на рассмотрение Общественного совета при Минтруде России, в состав которого входят и общественные организации. Поскольку поступившие предложения в ходе обсуждения были различны принято решение об образовании рабочей группы, которая должна подготовить единые предложения по предоставлению работникам внебюджетного сектора экономики гарантированных государством льгот.
Министр труда России дважды выступал с официальным заявлением о том, что наличие соответствующей рабочей группы не является доказательством того, что льготы собираются отменять. Министр заверил членов Российской трехсторонней Комиссии, что у Минтруда нет никаких предложений по ограничению северных льгот и выплат.
20 ноября этого года состоялось заседание Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором Министр труда и социальной защиты РФ, где еще раз опроверг слухи и том, что Минтрудом России предлагается отмена компенсации на оплату проезда северян к месту использования отпуска и обратно».

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.


Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Комментарии к ст. 325 ТК РФ


1. О порядке применения положений комментируемой статьи см. письмо ФНС России от 24 июля 2006 г. N 16-0-07/001583.

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам территориальных органов ФНС России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - работник), просит дать разъяснения о порядке применения положений статьи 325 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Трудового кодекса Российской Федерации по следующим вопросам:

1. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, при условии, что поездка осуществляется без участия работника, например: при направлении (с сопровождением взрослого члена семьи или без него) на отдых детей в детский оздоровительный лагерь, расположенный за пределами места нахождения бюджетного учреждения.

2. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, при условии разного времени прибытия к месту использования отпуска или разного времени отъезда в обратном направлении.

3. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, при условии, что отдых осуществляется в различных санаторно-курортных учреждениях, расположенных в одном административно-территориальном образовании.

4. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, не совпадающего с местом отдыха работника территориально и по времени отдыха.

5. Перечень документов, являющихся подтверждающими для возмещения расходов по проезду к месту отдыха и обратно на личном транспорте работника, или критерии, по которым документ может быть отнесен к подтверждающим.

6. Порядок и размеры возмещения расходов по проезду личным транспортом работника к месту отдыха при отсутствии документов, свидетельствующих об использовании автомобиля.

Одновременно, учитывая, что положения рассматриваемой статьи не распространяются на совершеннолетних детей работника, находящихся на иждивении родителей (полное содержание или получение постоянной помощи, являющейся основным источником средств к существованию) в период обучения по очной форме в образовательном учреждении и неработающих совершеннолетних детей-инвалидов, просим разъяснить порядок предоставления льгот для них.

3. В решении Арбитражного суда Хабаровского края от 14 марта 2007 г. N А73-14277/2006-73 по делу о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны РФ в пользу МО убытков, связанных с расходами по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно медицинским работникам, на которых распространяется действие Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", суд пришел к выводу, что финансирование указанной льготы должно производиться из средств федерального бюджета, однако в федеральном бюджете расходы на реализацию названного Закона не предусматривались.

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Комментарий к Ст. 325 ТК РФ

1. Компенсация работнику транспортных расходов и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно производится в соответствии с Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2986).

2. Компенсации, предоставляемые по правилам настоящей статьи, имеют строго целевое назначение, поэтому их нельзя суммировать, если работник своевременно не воспользовался предоставленным ему правом на получение соответствующих компенсаций.

Второй комментарий к Статье 325 Трудового кодекса

1. Статья 325 после существенных изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, снова подверглась изменениям в основном редакционного характера. Существенное значение имеют дополнения.

Одно из них — о том, что право на компенсацию расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа (в пределах 30 килограмм) возникает у работника организации, финансируемой из федерального бюджета, одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации, но реализовать это право они могут, как и прежде, один раз в два года.

Другое дополнение ст. 325 устанавливает, что порядок компенсации таких расходов для указанных лиц и членов их семей устанавливается Правительством РФ.

Поскольку вопросы оплаты проезда и провоза багажа членам семьи решаются в других частях ст. 325, ее прежняя ч. 3 исключена.

2. В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в главу 50, необходимо учитывать, что теперь тексты ее статей и статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. не во всем совпадают, хотя после изменений в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ они, по сути, были синхронизированы.

Следствием новых изменений главы 50 ТК РФ является необходимость руководствоваться статьями Кодекса при расхождении с ними статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. (см. ).

3. Изменения, внесенные ранее в ст. 325 ТК РФ Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607), продублированы в тексте ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции того же Федерального закона.

Изменения связаны с разграничением компетенции в вопросе о компенсации расходов северянам при проезде к месту использования отпуска и обратно.

Статья 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. теперь предусматривают компенсацию таких расходов работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, и членам их семей.

Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, размер, условия и порядок компенсации расходов на эти цели устанавливаются соответственно субъектами РФ и органами местного самоуправления. Если же организация не относится к бюджетной сфере, указанные выше вопросы решаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовым договором, т.е. в порядке, предусмотренном последней частью ст. 325 в новой редакции.

Представляется, что вопросы, связанные с размером, условиями и порядком выплаты компенсации расходов северян на проезд к месту проведения отпуска и обратно, целесообразно решать в региональных и территориальных соглашениях, заключаемых до утверждения соответствующего бюджета, коллективных договорах. Если же в организации коллективный договор не заключается, работодатель при издании локального акта должен руководствоваться ст. 8, 371, 372 ТК РФ.

4. Статья 325 ТК РФ в новой редакции предусматривает:

1) право работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, на оплату проезда к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета). При этом может быть использован любой вид транспорта, в том числе личный (за исключением такси). Оплата стоимости проезда личным транспортом ограничена и производится по наименьшей стоимости кратчайшим путем;

2) право на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов;

3) право на оплату за счет работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска;

4) необходимость письменного заявления работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск об оплате проезда и провоза багажа исходя из примерной стоимости документов;

5) выплаты, предусмотренные ст. 325, — целевые и не суммируются в случае, когда работник или члены его семьи своевременно (т.е. один раз в два года) не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

6) гарантии и компенсации, предусмотренные этой статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, членам его семьи только по основному месту работы работника.

Судебная практика идет по пути признания права на оплату проезда в отпуск не только работнику, но и члену его семьи — пенсионеру по старости (БВС РФ. 2002. N 4. С. 18, 19) и нераспространения действия соответствующих норм на члена семьи, обучающегося вне района Крайнего Севера и проживающего по месту учебы (БВС РФ. 2002. N 4. С. 22)

5. В ст. 325 предусмотрен порядок оплаты проезда работника и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно.

Во-первых, оплата производится перед отъездом в отпуск исходя из примерной стоимости проезда.

Во-вторых, окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.

Судебная практика признает, что лицо, имеющее право на оплату проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно, в случае утраты проездных документов может подтвердить использование им отпуска за пределами места постоянного проживания иными документами, свидетельствующими о его выезде к месту отдыха и обратно (например, свидетельством о регистрации по месту пребывания, копиями авиабилетов) (БВС РФ. 2003. N 8. С. 5, 6).

6. В случаях, когда с работником расторгается трудовой договор и он не возвращается на работу в северный район, окончательный расчет по расходам на проезд к месту проведения отпуска производится на основе документов, присланных работником работодателю. При отсутствии разногласий работодатель обязан перечислить работнику причитающиеся ему суммы по новому месту жительства.

Лицо, имеющее право на оплату проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно, в случае утраты проездных документов может подтвердить использование им отпуска за пределами места постоянного проживания иными документами, свидетельствующими о его выезде к месту отдыха и обратно (БВС РФ. 2003. N 9. С. 5).

Споры по этим вопросам рассматриваются в порядке, предусмотренном для разрешения индивидуальных трудовых споров (см. ст. 382, 385, 391 ТК РФ).

7. Поскольку выплаты, производимые в связи с отъездом работника в отпуск, носят целевой характер (предусмотрен для возмещения именно этих расходов), не использованные работником своевременно выплаты не суммируются.

При отъезде в отпуск работник вправе получить компенсацию расходов в связи с использованием именно этого отпуска.

8. Работники, состоящие в трудовых отношениях с несколькими работодателями, имеют право на получение указанных выше компенсаций только по основному месту работы.

9. Компенсация расходов стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г.).

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами .

Вернуться к оглавлению документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 325 ТК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 7 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 года содержатся следующие разъяснения:

Установление различных размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для работников коммерческих организаций и организаций, финансируемых из бюджета

Работодатели, осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре устанавливать размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, отличные от того, как это предусмотрено для работников организаций, финансируемых из бюджета.

…В правоприменительной практике часть восьмая ст. 325 ТК РФ рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работающих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. Между тем такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям. Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления (п. 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2-П).

Таким образом, из приведенных выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в частях первой - седьмой ст. 325 ТК РФ, но в то же время учитывающим целевое назначение такой компенсации (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны) (извлечение из п. 7 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 года).

В п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, приведена следующая правовая позиция:

Решение работодателя об оплате только части проезда к месту использования отпуска и обратно (не до фактического места отпуска) не соответствует закону

"Небюджетные организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязаны устанавливать размер, условия и порядок компенсации своим работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в соответствии с целевым назначением этой компенсации. Частичная оплата работнику такой организации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно признана судом неправомерной". В частности, указано следующее.

В настоящее время лица, которые работают в расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациях, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на оплату один раз в два года стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, и на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг за счет средств работодателя, который оплачивает также стоимость проезда и провоза багажа неработающим членам семьи работника (ч. ч. 1 и 2 ст. 325 ТК РФ);

Возлагая указанную обязанность на всех работодателей, как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере, федеральный законодатель исходил из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, включая равенство прав и обязанностей работодателей по обеспечению основополагающих прав работников в сфере труда, каковыми являются право на отдых и право на охрану здоровья.

В правоприменительной практике ч. 8 ст. 325 ТК РФ рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работающих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях.

Между тем такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям. Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

Таким образом, решение работодателя об оплате только части проезда к месту использования отпуска и обратно не соответствовало назначению данной компенсации, которая была неоправданно занижена, и максимально не способствовало обеспечению выезда за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны.

С учетом изложенного несостоятельна и ссылка ответчика на то обстоятельство, что, поскольку г. Красноярск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, следовательно, обязанность работодателя обеспечить работнику выезд за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны следует считать исполненной.

Оплата истцу стоимости проезда только за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны, а не до фактического места использования отдыха, противоречит целям вышеуказанного Закона и положениям гл. 50 ТК РФ и не свидетельствует о том, что работодатель исполнил свои обязательства перед истцом в полном объеме (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года"; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 года).

В ответе на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2012 года, приведено следующее разъяснение:

Расходы по провозу багажа компенсируются работнику, если вес провозимого им багажа не превышает 30 кг без учета веса багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету

"Вопрос 2. Компенсируется ли работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, расположенной в районе Крайнего Севера, стоимость провоза воздушным судном багажа, вес которого превышает норму бесплатного провоза багажа (например: норма бесплатного провоза багажа составляет 20 кг; вес багажа работника - 50 кг; 30 кг (50 кг - 20 кг) - вес багажа работника, превышающий норму бесплатного провоза багажа)"?

Ответ. …Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455 .. утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).

Пунктом 5 данных Правил установлено, что расходы, подлежащие компенсации, в частности, включают оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов (пп. "в").

По смыслу приведенного положения расходы по провозу багажа компенсируются работнику, если вес провозимого им багажа не превышает 30 кг без учета веса багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету.

На этом основании работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, расположенной в районе Крайнего Севера, компенсируются расходы по провозу им воздушным судном багажа, вес которого превышает норму бесплатного провоза багажа, но в пределах 30 кг. Применительно к рассматриваемому примеру, компенсации подлежит стоимость провоза 30 кг багажа (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.10.2012 года)

В п. 4 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009 года указано следующее:

Лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета компенсируются фактически понесенные ими расходы на оплату стоимости израсходованного в пути топлива

В частности, в обзре указано, что "лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с проездом к месту использования отпуска и обратно личным транспортом компенсируются фактически понесенные ими расходы на оплату стоимости израсходованного в пути топлива. Компенсация расходов, связанных с транспортировкой автомашины из мест, с которыми автомобильное сообщение отсутствует, законодательством не предусмотрена". Вывод мотивирован следующим.

Согласно п. 8 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455, компенсация расходов при проезде работника организации и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.

Оплата иных понесенных при проезде личным автомобильным транспортом расходов, в том числе расходов, связанных с транспортировкой автомашины из мест, где автомобильное сообщение отсутствует, законодательством не предусмотрены.

Позиция Конституционного Суда РФ

Часть 8 ст. 325 ТК РФ обязывает всех работодателей Крайнего Севера устанавливать компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах РФ

КС РФ постановил: признать положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П)

При этом, Конституционный Суд РФ указал следующее.

Нормативное положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения. Именно в таком - конституционно-правовом - смысле данное нормативное положение не противоречит Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П).

  • Исковое заявление о взыскании с работодателя задолженности по оплате проезда к месту отдыха (отпуска) и обратно
  • другие образцы и примеры исков см. в разделе "Исковые заявления о взыскании денежных средств с работодателя и с работника"

Похожие статьи