Штраф за несообщение об обособленном подразделении. Штраф за несообщение об «обособке»: позиция ВС. Как избежать штрафа за обособленное подразделение

Н. В. Александрова эксперт журнала «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение»

Аптечный бизнес сегодня активно развивается, расширяя тем самым розничный сектор фарминдустрии. Развитие сетевых аптечных компаний осуществляется через открытие новых торговых точек, обособленных подразделений аптечных организаций.

При этом необходимо помнить о некоторых обязанностях, которые возникают у организаций, открывающих обособленные подразделения. Одной их таких обязанностей является необходимость сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях и изменениях, внесенных в ранее сообщенные в ИФНС сведения о таких обособленных подразделениях.

Споры о том, какие санкции применимы к организации в случае несообщения ею в налоговый орган в установленный срок о создании обособленного подразделения, ведутся ни один год. На основании каких норм НК РФ (ст. 116 или 126) взыскиваются штрафы с нарушителей? Как действуют контролеры на местах? Какого мнения придерживаются контролирующие и судебные органы?

Об обязанностях, возникающих при создании обособленных подразделений

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения ее обособленных подразделений;

– месту жительства физического лица;

– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;

– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑ 02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).

К сведению

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговым органом на основании сообщений, представляемых (направляемых) в ИФНС этой организацией.

В силу пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях и изменениях, внесенных в ранее сообщенные в ИФНС сведения о данных обособленных подразделениях, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, а также в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

Соответствующее сообщение подается по форме С-09‑3‑1, утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Как указывает Минфин в Письме от 25.10.2016 № 03‑02‑07/ 1/61934, Налоговым кодексом не предусмотрены особенности определения обособленных подразделений организации в зависимости от места нахождения этой организации и ее обособленных подразделений на территории, подведомственной одному или нескольким налоговым органам.

О нюансах, возникающих при открытии нескольких обособленных подразделений

На основании п. 4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

В таком случае уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, подается по форме 1‑6‑Учет (утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@).

Таким образом, для постановки на учет вновь создаваемого обособленного подразделения по месту нахождения другого обособленного подразделения в пределах одного муниципального образования организации следует вместе с сообщением об открытии обособленного подразделения (по форме С-09‑3‑1) направить в инспекцию по месту нахождения организации уведомление о выборе налогового органа по форме 1‑6‑Учет (Письмо ФНС России от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886).

О нюансах, возникающих при открытии одного обособленного подразделения

Если организация расположена со своим единственным обособленным подразделением в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, право вышеуказанного выбора организации не предоставляется.

Согласно официальной позиции организация не вправе выбрать только один налоговый орган для постановки на налоговый учет. Правило выбора инспекции, прописанное в п. 4 ст. 83 НК РФ, работает только при наличии нескольких обособленных подразделений организации (Письмо Минфина России от 15.04.2011 № 03‑02‑07/1-126).

Если обособленное подразделение наделено рядом полномочий

В случае наделения организацией своего обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов как в отношении работников обособленного подразделения, так и в отношении работников самой организации уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, наделенного вышеуказанными полномочиями, и у названной организации возникает обязанность, установленная пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ: сообщить об этом в течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения соответствующими полномочиями в ИФНС по месту его нахождения (Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03‑15‑06/27777).

Сообщение российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочи­ями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц передается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@ (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ положения пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 01.01.2017 (письма Минфина России от 04.04.2017 № 03‑15‑06/19684, ФНС России от 06.03.2017 № БС-4-11/4047@ (вместе с Письмом Минфина России от 20.02.2017 № 03‑15‑07/9512)).

Ответные действия налогового органа

По результатам вышеназванных действий налоговая инспекция направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Сделать это контролеры обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения от обозначенной организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 84 НК РФ).

О мерах ответственности за несообщение о создании обособленного подразделения. Возможные варианты

Если выяснится, что организация в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в установленный срок не сообщила в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях со дня их создания, то данное обстоятельство, скорее всего, послужит основанием для ее привлечения проверяющими должностными лицами налогового органа к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Обратите внимание

Согласно п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Однако у Минфина иная позиция. Ведомство разъясняет: ответственность за несообщение в инспекцию о создании обособленного подразделения должна устанавливаться в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946). Данной нормой установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, преду­смотренных НК РФ.

ФНС придерживается аналогичного мнения (Письмо от 27.02.2014 № СА-4-14/3404), указывая при этом: за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб. Ответственность же по п. 2 ст. 116 НК РФ наступает в случае, если деятельность ведется без постановки на учет самого налогоплательщика.

По причине того, что на практике контролеры зачастую применяют к налогоплательщикам санкции в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ, возникают налоговые споры, которые чаще всего перерастают в судебные.

Арбитры, признавая позицию налогового органа неправомерной, указывают: положения ст. 23, 83, 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по делу № А60-4800/2015).

Обратите внимание

В ряде случаев суды приходят к выводу, что за несообщение сведений в инспекцию налогоплательщику грозит штраф 5 000 руб. Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения организации является несообщением сведений, соответственно, ответственность за данное нарушение установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013, Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305‑КГ14-9035 оставлено без изменений). Свое решение арбитры мотивируют следующим: действующим законодательством предусмотрена обязанность ИФНС по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений.

Судебные разбирательства на высшем уровне

Споры аналогичного характера дошли до Верховного суда (Определение от 23.10.2017 № 304‑КГ17-8872). В ВС РФ обратилась организация, которая, по мнению контролирующего органа, вела деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А подобные действия образуют состав налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ. Сумма штрафа для организации оказалась внушительной и составила почти 12 млн руб.

Укажем, что суд первой инстанции не согласился с ИФНС. Арбитры пришли к выводу об отсутствии в действиях организации состава правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ, ведь налогоплательщик обязан только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений.

Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление в ИФНС сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции, наоборот, заявил: поскольку обществом на территории иных муниципальных образований созданы обособленные подразделения без постановки на налоговый учет, выводы о наличии в действиях компании состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ, правомерны.

Кассационная инстанция также поддержала налоговый орган.

Однако Верховный суд оказался на стороне налогоплательщика. Он указал: налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в инспекцию о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок.

Вместе с тем непредставление в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 и 1.2 ст. 126), влечет ответственность, оговоренную в п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом нормой п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций установлен ст. 84 – 85 НК РФ, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

По мнению ВС РФ, выраженному в Определении № 304‑КГ17-8872, взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в ИФНС и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех созданных на территории РФ обособленных подразделениях российской организации.

При этом непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Обратите внимание

Названный вывод Верховного суда соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377.

Верховный суд указал: необходимо четко разграничить между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116 и 126 НК РФ.

Факт установления санкций согласно положениям п. 2 ст. 116 НК РФ свидетельствует о том, что предусмотренное данной статьей изъятие соответствующей части дохода организации сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, следовательно, определить, какие налоги и в каком размере должен он уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

В том случае, когда у инспекции имеется возможность определить размер налоговой обязанности, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рассматриваемой ситуации в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения. Однако факта неуплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения, контролерами установлено не было.

Значит, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, и применения к ней санкций в виде изъятия части дохода, с которого налогоплательщик уплатил налоги в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Бояться больших штрафов теперь не следует

С учетом рассмотренной в статье правовой позиции Верховного суда можно констатировать: на данный момент вопрос об ответственности организации за несообщение налоговому органу о создании обособленного подразделения решен в пользу налогоплательщиков. Им грозит минимальный в данном случае штраф в размере 200 руб. по п. 1 ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Полагаем, что с учетом позиции ФНС (Письмом от 29.06.2017 № СА-4-7/12540@ ведомство направило в адрес территориальных налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2017 года по вопросам налого­обложения (п. 13)) риск применения налоговым органом к нарушителю последней из указанных норм минимален.

Она будет привлечена к административной ответственности. Расскажем в статье, какой штраф за обособленное подразделение грозит фирме, и как его избежать.

Штраф за неоткрытие обособленного подразделения

В соответствии с положениями ст. 116 НК РФ, если компания нарушит порядок процедуры регистрации обособленных подразделений, то она привлекается к административной ответственности и обязана выплатить штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, если фирма или ИП будут вести экономико-хозяйственную деятельность без оформления на учете в налоговой службе, штраф будет взыскан в объеме 10% от прибыли (не меньше 40 тыс. руб.).

Так, штраф за неоткрытие обособленного подразделения будет наложен, если компания не совершает следующие действия:

  1. Не подает в инспекцию ФНС заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Пакет документации считается поданным, если полностью соответствует требованиям законодательства.
  2. Не уведомляет в письменной форме об открытии обособленного подразделения в установленный срок.
  3. Не уведомляет и не заявляет о постановке на учет по адресу расположения обособленного подразделения (до 30 дней включительно – пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).

Штрафные санкции будут применены по каждому подразделению, в отношении которого были совершены предусмотренные нарушения. Таким образом, если обособленных подразделений 11, будет начислен штраф в размере 110 000 рублей (11 х 10 000).

В том случае, когда обособленное подразделение расположено на территории той же инспекции ФНС, что и головная фирма, административная ответственность в связи с нарушением положений ст. 116 НК РФ может быть не применена. В такой ситуации компания может быть оштрафована на сумму 200 рублей, согласно ст. 126 НК РФ. Нарушением будет признано не пропуск сроков или несоблюдение правил подачи заявления, а непредоставление документов для осуществления фискального контроля.

Дополнительно, за нарушение сроков и ведение деятельности без прохождения регистрации в ФНС может быть оштрафован руководитель фирмы. Штрафные санкции будут применены на основании ст. 15.3 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 500 до 3000 рублей.

Как избежать штрафа за обособленное подразделение?

По общепринятому определению обособленным подразделением признается какое-либо отделение фирмы, который территориально удален от ее расположения и оснащен стационарным местом трудоустройства. Наличие такого стационарного подразделения может быть как прописано в учредительных документах фирмы, так и нет.

Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.

Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию , подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

Верховный суд отменил решения двух нижестоящих инстанций, посчитавших, что за несообщении в инспекцию о созданном обособленном подразделении полагается штраф по пункту 2 статьи 116 НК РФ в размере 10% от доходов.

Обществу, обратившемуся в суд, был выставлен штраф за то, что оно не сообщило о создании нескольких обособленных подразделений. Сумма получилась немаленькая, почти 12 млн.рублей.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 НК РФ, поскольку налогоплательщик обязан был только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений. Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ, т.е. 200 рублей за каждое несообщение.

Апелляционная инстанция решение первой отменила, с ней согласился и АС Западно-Сибирского округа. Но общество дошло до Верховного суда и дело пересмотрела Судебная коллегия по экономическим спорам.

Судьи указали на то, что что предусмотренное в пункте 2 статьи 116 НК РФ изъятие соответствующей части дохода сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должны были быть уплачены. В том случае, когда у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности налогоплательщика, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

При проведении налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных ООО через обособленные подразделения, не установив при этом неполной уплаты обществом налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения. Суды апелляционной инстанции и округа при рассмотрении дела не разграничили должным образом между собой составы правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 116, статьями 122 и 126 НК РФ, что привело к неправильному выводу о законности решения инспекции.

Определением от 23.10.2017 N 304-КГ17-8872 решения второй и третьей инстанции отменены, в силе оставлено решение первой инстанции.

Отметим, что это не первое дело, выигранное организациями. ФНС даже включила в за 2 квартал 2017 года одно из решений суда по этому вопросу (пункт 13). Однако на местах инспекции всё равно пытаются штрафовать по статье 116 НК, хотя перспектив выиграть суд у них теперь нет никаких.

В России завершилась кампания по представлению информации о счетах в зарубежных банках. В рамках кампании граждане РФ, имеющие счета в банках за пределами России, были обязаны предоставить ФНС информацию обо всех совершенных за 2015 год операциях с иностранными счетами. О том, куда сообщать об открытии счета и что делать тем, кто не успел впервые отчитаться о движении средств по своим зарубежным счетам, порталу Buh.ru рассказали начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач и эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Открыл вклад или счёт – отчитайся

Обязанность информировать об открытии и закрытии зарубежных счетов и вкладов была введена законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. Согласно закону, резидент должен заполнить и отправить бланк уведомления в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета, закрытии вклада или об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за границей РФ (пункт 2 статьи 12 закона N 173-ФЗ).

Уведомление подаётся не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.

Позднее в закон были внесены изменения, дополнившие перечень обязанностей физических лиц. Теперь им вменяется также раскрытие всей информации о поступлении и расходовании средств на счетах. Ранее отчитываться о движении денег по счетам в иностранных банках должны были только организации и предприниматели.

Отметим, эта обязанность в отношении рядовых граждан была введена еще с 1 января 2015 года. Однако сам порядок сообщений об открытии или закрытии счета в ИФНС предоставления сведений был вступил в силу только 30 декабря 2015 года. Этот порядок регламентирован постановлением правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».

Кто обязан отчитываться

Обязанность по предоставлению в налоговую инспекцию отчёта или заполненного бланка заявления об открытии счета распространяется исключительно на валютных резидентов, имеющих вклады и счета в иностранных банках. Граждане, не являющиеся резидентами, отчитываться перед налоговиками не должны.

Что характерно, многие часто путают статус налогового резидента и резидента валютного. Разница между ними существенная. Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий в виде штрафов, важно понимать это различие.

Налоговыми резидентами признаются физлица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение года. Это время не прерывается даже на периоды краткосрочного выезда за пределы территории страны (статья 207 НК РФ).

В свою очередь под валютными резидентами в соответствии с законом N 173-ФЗ понимаются граждане РФ, постоянно не проживающие на территории иностранного государства в течение всего года. Также к резидентам относятся и иностранцы, живущие в России на основании вида на жительство.

Какие штрафы предусмотрены для «молчунов»

Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ. Закон предусматривает штрафы как за неуведомление об открытии счетов, так и за несдачу отчётности о движении денежных средств.

Статья 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства) гласит, что непредставление уведомления об открытии, закрытии счета или об изменении реквизитов счета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц это нарушение будет стоить от 800 000 до одного миллиона рублей.

Устанавливается ответственность и за представление уведомления с нарушением установленного срока и не по установленной форме. Это нарушение повлечёт наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, а на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Несоблюдение порядка представления отчётов или непредставление отчёта о движении средств по счетам и вкладам повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей. Должностным лицам придется заплатить уже от 4000 до 5000 рублей. Повторное совершение этого нарушения грозит гражданам штрафом в размере 20 000 рублей, а должностным лицам - в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Как нужно отчитываться

Согласно новым правилам, отчёт о движении средств должен предоставляться ежегодно - не позднее 1 июня. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчётного года. Если счёт был открыт после 1 января отчетного года, отчёт представляется за период с даты открытия по 31 декабря включительно. В случае закрытия счёта отчитываться нужно за период с 1 января по дату закрытия. Одновременно необходимо будет подать и уведомление о закрытии счёта.

В отчёте указываются данные клиента (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, ИНН), наименование банка, номер счёта. Также необходимо указать информацию о расходовании и поступлении денежных средств. Никаких банковских выписок представлять не нужно. Выписки предоставляются только по требованию, если у налогового органа возникнут дополнительные вопросы к расходованию и поступлению денежных средств.

При этом подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенной копии. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также нотариально заверенный. Все документы должны быть действительными на день представления.

Сам отчёт может быть подан как на бумажном носителе - непосредственно в налоговый орган, так и через личный кабинет налогоплательщика. Во втором случае отчёт подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Если несколькими резидентами был открыт общий счёт в банке, отчёт представляется каждым резидентом. Для получения отметки о принятии отчёта он представляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Один экземпляр отчёта с отметкой налогового органа о принятии отчета тогда возвращается резиденту в течение пяти рабочих дней. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

Налоговики не примут отчёт в случае наличия в нём ошибок и неточных сведений. Также отчёт будет возвращён при его заполнении не в полном объёме. Тогда необходимо будет представить исправленный отчёт. Он должен быть представлен в течение установленного в налоговом уведомлении срока. Этот срок не может быть менее 7 рабочих дней.

Получится ли утаить информацию о вкладах и счетах

В рамках сдачи отчётности может выясниться, что гражданин имеет зарубежные банковские счета и вклады уже в течение длительного времени. Таким образом, предоставление отчёта по новым правилам будет чревато для многих вкладчиков негативными последствиями. Налоговики узнают о счетах и оштрафуют за неуведомление об их открытии. Однако это не означает, что имеет смысл и дальше утаивать от государства эту информацию. Чем дольше сведения об открытии счетов остаются нераскрытыми, тем строже штрафные санкции, налагаемые на вкладчиков.

Причём налоговики могут узнать о счетах самостоятельно. Например, в ходе сотрудничества с контролирующими органами иностранных государств. Напомним, Россия в начале 2016 года уже присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению, подписанному в Пекине 12 мая 2016 года, присоединились 80 государств, в том числе Люксембург, Сейшельские острова и Швейцария. Подписание соглашения позволит России с 2018 года получать финансовую информацию от всех этих 80 юрисдикций.

Налоговые органы всех этих государств обязаны осуществлять сбор и передачу информации о счетах и вкладах любых иностранных вкладчиков на своей территории – причём, невзирая на банковскую и коммерческую тайну. Вся собранная информация будет направлена в ФНС России в течение 9 месяцев года, в котором осуществлялась проверка. Впервые такую информацию налоговики получат к сентябрю 2018 года.

Таким образом, если вкладчики самостоятельно не сообщат о своих счетах и вкладах государству, эту информацию налоговикам могут предоставить третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.д.

Ранее также был принят приказ ФНС России, утвердивший основы взаимодействия в этой сфере российских налоговиков и иностранных банков. Согласно приказу ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-14/501@, налоговая служба будет получать информацию от любых кредитных организаций, действующих за рубежом. Причём информация о счетах станет предоставляться не только в отношении валютных резидентов, но и всех россиян без исключения. Следовательно, статус нерезидента в случае выявления факта неуплаты налогов в этом случае не поможет.

Доначисление налогов

Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам предугадать несложно. Первым делом вкладчики будут оштрафованы за сокрытие счетов. Как мы ранее говорили, штраф здесь может достигать 5000 рублей. Во-вторых, по всем совершённым операциям будет проведена налоговая проверка. Цена вопроса – налог на доходы физических лиц. Инспекция выяснит, откуда на счетах россиян появились деньги и, исходя из этого, доначислит налоги.

Кроме того, налогообложению подвергнутся и сами счета. Как известно, вклады предполагают начисление процентов в денежном эквиваленте. Соответственно, проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов. Также вкладчикам-уклонистам будут доначислены пени и штраф за уклонение от уплаты обязательных платежей.

Санкции за неуплату налогов регламентированы статьей 122 НК РФ. В соответствии с ней неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Это для случаев, когда неуплата произошла неумышленно. Например, в случаях незнания закона, или заблуждения. При умышленном уклонении от уплаты налога санкция увеличивается вдвое - до 40% от неуплаченной суммы.

Повлечёт наложение штрафов и просрочка предоставления налоговой декларации. Штрафы за это устанавливаются статьей 119 НК РФ. Величина штрафов составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

При этом не стоит забывать и о штрафах за осуществление незаконных валютных операций. По закону любая сумма денег, переводимая на зарубежный счёт, должна переходить путем транзита через российский банк. В противном случае весь полученный доход может быть попросту изъят в пользу казны РФ.

Статья 15.25 КоАП РФ регламентирует штрафы за перевод денег, минуя счета в российских банках. Это нарушение повлечёт наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами, доход от продажи той же недвижимости может полностью уйти на оплату штрафа. Плюс ко всему прочему – на владельца счёта будет наложена ещё целая совокупность штрафов.

Резюме по статье: восемь самых важных моментов

    Валютный резидент должен уведомить налоговый орган об открытии и закрытии счетов и вкладов, и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

    Уведомление об открытии и закрытии счёта подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов.

    Также резиденты обязаны раскрывать всю информацию о поступлении и расходовании средств на счетах.

    Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ и составляют от 4000 рублей для граждан до 1 млн. рублей для организаций.

    Если граждане самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам предоставят третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и др.

    Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам могут быть такими:

    штраф за сокрытие счета;

    налоговая проверка по всем совершённым операциям (возможно доначисление налога на доходы физических лиц);

    проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов;

    «уклонисты» также получат штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

    просрочка предоставления налоговой декларации также влечёт штраф (5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления);

    возможны штрафы за осуществление незаконных валютных операций (от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Олег, здравствуйте.

Вам в помощь п. 3 ст. 18.15 КоАП:

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

УФМС любит таких «забывчивых»… по собственному опыту скажу, не порте, на рожон не лезте… говорите, что извините, простите… не хотел нарушать закон, и тому подтверждение, что официально принял иностранца и тому подобное… давите на смягчающие обстоятельства… ст. 4.2. КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 4.2 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

В ответах в УФМС (и не только, во все гос.органы) я всегда эту статью использую…

Похожие статьи