Первобытное искусство. Искусство эпохи палеолита. Палеолитическая антропоморфная скульптура Первобытное искусство эпохи верхнего палеолита

Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век); делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт можно строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.

В 1868 году в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года. Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.

Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями. появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги изобразительного искусства.

Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т.к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе.
Хорошо сохранились на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.
Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.
Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства: Потребность человека в красоте и творчестве.
Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. пещере Альтамира.

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс. лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.

Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко. Франция.

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтные рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).

Искусство возникло в палеолите. В верхнем палеолите оно представлено пещерной живописью, антропоморфной скульптурой малых форм из кости и камня, гравировкой на кости, каменных плитках, пластинках из бивней мамонта.

Появление искусства в палеолите - важный в истории человечества факт, связанный с физиологическими особенностями человека верхнего палеолита - развитием его головного мозга, прежде всего центров речи и ассоциациативного мышления. В связи с этим стоит упомянуть о некоторых современных заблуждениях. Когда "ученые" слоны, обезьяны, птицы и другие животные оставляют цветовые пятна, и это объявляется как способность животных создавать произведения искусства. Однако ни одно животное не может создавать произведения искусства как результат творчества. В лучшем случае животное может изобразить подобие того, что ему покажут, при этом используя предоставленные ему материалы для рисования.

Первые произведения первобытного искусства - гравировки на кости были найдены в 30-е гг. XIX в. Но тогда никто не обратил на них внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 г. испанский археолог М. де Саутуола обнаружил на сводах испанской пещеры Альтамира нарисованных кирпично-красной охрой бизонов и лошадей - первый открытый памятник полихромной палеолитической живописи. Открытие Саутуолы представляется эпохальным по своему значению, по, тем не менее, его встретили с непониманием. Все дело в том, что в науке тогда господствовали взгляды на древнего человека, как на существо дикое и отсталое. Только 20 лет спустя, когда подобные рисунки были открыты в пещерах Франции, стало ясно, что это произведения искусства древнекаменного века.

В настоящее время известно более 40 пещер с остатками палеолитической живописи. Наиболее известные и хорошо изученные из них - европейские Рафиньяк, Ляско, Нио, Камбарель, Лорте, Фон де Гом и другие, открытая в 1959 г. в Башкирии на берегу р. Белой, были открыты изображения в Каповой пещере. Ее своды покрыты изображениями мамонтов, носорогов, лошадей. Все рисунки выполнены красной охрой на коричнево-серой поверхности стен. Спустя 20 лет в глубине Игнатиевской пещеры на Урале также были обнаружены палеолитические изображения.

Палеолитическое искусство отличается поразительной точностью в передаче наиболее существенных признаков человека и животных, для него характерна простота форм. Наиболее ранние изображения - контурные и однотонные, более поздние, как правило, многоцветные, передают объем и форму. Но не только в этом проявилось мастерство древних художников. Оно отразилось и в умении передать динамику и характерные особенности животных. Лошади, быки, олени часто показаны в беге. Палеолитическое анималистическое искусство достигло высокого уровня. В искусстве палеолита обнаруживаются зачатки повествовательных полотен. Таковы, например, групповые изображения животных в Альтамире, скачущих лошадей в Ляско, переходящих через реку оленей в гроте Лортэ.

Рис. 14.

1 - древнейший палеолитический календарь на пластине из бивня мамонта (стоянка Мальта, Сибирь); 2 - изображение бизона из пещеры Альтамира (Испания)

Сюжеты первобытного искусства показывают, какие мысли и чувства руководили создававшими их людьми. Смысловая сторона палеолитического искусства, его роль в жизни человека того периода значительны. Традиционное изображение животных, причем не всех, а только тех, которые имели ценность в качестве объектов охоты, очевидно, связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магией. В Альтамире, например, изображены рожающие самки бизонов, а рядом - ритмически повторяющиеся знаки лунного цикла, что не случайно.

Рис. 15.

1 - львы из пещеры Шавье (Франция) (по Д. Киот); 2 - изображение мамонта из пещеры Рофиньяк (Франция); 3 - лань из пещеры Альтамира (Испания)

Статуэтки, изображающие женщин, находят во многих верхнепалеолитических поселениях Евразии. Они невелики, вырезаны из кости и камня, их размер не превышает 5-12 см (мелкая пластика).

Известны европейская и сибирская группы фигур. Европейские фигурки подчеркивают признаки пола: свисающую грудь, массивные бедра, выпуклый живот. Сибирские фигурки более вытянуты, бедра и плечи изображений заужены. Сибирские статуэтки изображаются одетыми в меховую одежду. Интересно, что на всех скульптурах голова показана обобщенно, в виде утолщения, в большинстве случаев совершенно отсутствует лицо.

Статуэтки, изображающие женщин, чаще всего находят разбитыми около или в специальных углублениях. На этом основании возникло мнение, что они служили для выполнения обрядовых действий. Считается также, что отдельные статуэтки являлись символами реальных или мифических женщин-прародительниц либо несут в себе обобщенный эстетический идеал эпохи палеолита, являясь одновременно отражением культа плодородия, изображениями жриц и образов предков. При всем разнообразии мнений наличие статуэток свидетельствует о существовании в гой или иной степени культа женского божества. В них заложены как реалистические, так и мифологические представления о женщине - матери, хозяйке, хранительнице домашнего очага, прародительнице, божестве плодородия или "хозяйке" промысловых животных.

Рис. 16.

В верхнем палеолите была широко распространена гравировка по кости и камню, тонко передающая образы людей и диких животных. Графические изображения многочисленны и разнообразны: от неопределенного нагромождения линий до реалистических изображений голов людей с определенными портретными особенностями и образов животных. Выполненные прочерчиванием, изображения по своей сущности отличались от традиционной пещерной живописи и канонических женских статуэток - граффити было в полной мере "народным искусством", свободным от каких-либо канонов, рисовали все, что хотели, и все, кто хотел.

Можно выделить несколько типов гравированных изображений на пластинах: портретные и бытовые повествовательные зарисовки, смысловые сцены и отдельные изображения, знаково-календарные системы, в частности календарные записи лунно-солнечного календаря на подвеске и пластине, обнаруженных в Мальте. Мальтийская пластина рассматривается некоторыми археологами как счетная календарно-астрономическая таблица с обозначением годовых оборотов Солнца, Луны и месячных фаз Луны.

Рис. 17. Гравированные изображения людей, животных и антропоморфных существ в верхнепалеолитическом искусстве Евразии

Введение

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня. Он начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н.э. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первобытная или, иначе, примитивная культура территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Искусство палеолита

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Причинами возникновения искусства считаются потребность человека в красоте, радости творчества и верования того времени.

Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 г. зоолог А.В. Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога. Все они сделаны охрой - минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие - сосуд и т.д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы «прочитать» эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности - само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние - ок. 12 тыс. лет.

На основании археологических находок на территории современной Франции были определены хронологические рамки этапов палеолита - «древнекаменного века» для Центральной Европы: - нижний (ранний) палеолит наименован периодом Ашёль (Acheul), по названию местности Сент-Ашель близ Амьена - 1 млн. - 40 тыс. лет до н.э.; - средний палеолит - Мустьё (Moustier), по местности на юго-западе Франции - 40-35 тыс. лет до н.э.; - верхний палеолит включает три стадии: Ориньяк (Aurignac), по названию селения на северном склоне Пиренеев - 35-20 тыс. лет до н.э.; Солютрё (Solutre), по названию селения близ г. Масона в центральной части Франции - 20-15 тыс. лет до н.э., и Мадлён (Magdalen), по местности в долине р. Дордонь в юго-западной Франции -15-12 тыс. лет до н.э.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные фигуры, так называемые «палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки, очень далёкие от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины - матери, символ плодородия и хранительницы очага. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а - строгой геометричностью линий и объемов - силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и. родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

Рис.

С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.

Рис.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках В. и Средней Европы. Что же означает этот «абстрактный» узор и как он возник? Уж очень не вяжется геометрический стиль с блестящими по реализму рисунками пещерного искусства. Откуда же взялся «абстракционизм»? И насколько абстрактен этот орнамент? Изучив с помощью увеличительных приборов структуры срезов бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу. Они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы, преодолевая мертвую монотонность рисунка.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность. Усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

каменный произведение палеолитический искусство

Живущий в непосредственном общении с природой охотник верхнего палеолита обладал значительным запасом знаний, кон­кретных и абстрактных представлений об окружающем его мире. На основе примитивно-материалистического мироощущения воз­никло своеобразное палеолитическое искусство. Оно представлено пещерной живописью, скульптурой из кости и камня и гравиров­кой по пластинам из бивня и рога.

Наука постепенно накапливала знания о первобытном искус­стве. Первые произведения были обнаружены еще в 40-х годах прошлого века. Но тогда наука о первобытном человеке делала свои первые шаги, поэтому на найденные произведения искусства никто не обратил настоящего внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство совершило открытие палеолитической пещерной живописи. Самым замечательным и вместе с тем нео­жиданным было открытие в 1879 г. палеолитической живописи М. Савтуолой в испанской пещере Альтамира. На своде огромной пещеры он обнаружил нарисованных кирпично-красной охрой бизонов и лошадей. Опубликованное Савтуолой открытие общест­венность встретила в штыки, его обвинили в подделке. Только двадцать лет спустя, когда подобные произведения искусства были открыты во многих пещерах Франции и среди прочих рисун­ков встречались изображения мамонтов, носорогов и бизонов - вымерших животных палеолитической эпохи, - стало ясно, что это произведения палеолитического искусства. В настоящее время известно около сорока пещер с остатками палеолитической живо­писи. В 1940 г. обнаружена богатейшая живопись в пещере Ляско во Франции. Свод и стены этой пещеры покрывали рисунки ло­шадей, тучных быков и скачущих оленей с ветвистыми рогами. Объемные скульптурные произведения искусства известны повсе­местно в позднепалеолитических поселениях Европы и Северной Азии. В ряде мест обнаружены и произведения живописи. На од­ной из скал на Лене в Сибири, около села Шишкине, открыты выполненные красной краской изображения быка и двух лоша­дей. Огромные по своим размерам фигуры животных близки к произведениям пещерной палеолитической живописи.

В 1959 г. палеолитические рисунки были обнаружены в Капо­вой пещере на Урале, на берегу р. Белой, на сводах которой изо­бражено более трех десятков рисунков, выполненных красной краской на коричневато-серой поверхности стен.

Зачатки палеолитического искусства, и следовательно, искус­ства вообще, относятся к концу мустьерского времени. Настоящий расцвет первобытного реалистического искусства наблюдается в позднем палеолите. Оно отличается поразительной верностью природе и точностью в передаче наиболее существенных призна­ков человека и животных. В художественной манере изображе­ний характерна резко выраженная простота формы. Наиболее ранние, ориньякские рисунки контурны или ярко раскрашены в один тон. Более поздние, солютрейские рисунки многоцветны и различной тональностью передают объем и форму животного. Но не только в этом сказалось мастерство древних художников. Оно отразилось в умении передать динамику, разнообразные позы, в умении подчеркнуть наиболее характерные особенности тела животного. Лошади, быки, олени часто переданы в беге.

Однако древним художникам было чуждо понятие художест­венной перспективы изображения, поэтому рисунки изображены в одной плоскости, не связаны единым сюжетом, не всегда соб­людены размеры и пропорции изображаемого. Человеку доступ­но было только профильное изображение животных с повернутой к зрителю головой. Тем не менее уже в этом раннем искусстве обнаруживаются зачатки и повествовательных полотен. Таковы групповые изображения стад животных в Альтамире, рисунки скачущих лохматых лошадей в Ляско или группа переходящих через реку оленей в гроте Лортэ.

Сюжеты этого первобытного искусства понятны. Рисунки пока­зывают, какие мысли и чувства руководили первобытными худож­никами. Неся в себе образцы поражающе яркого реалистического изображения окружающего мира, произведения палеолитического искусства традиционны, специфичны и подчинены определенному смысловому содержанию. Традиционное изображение животных, причем не всех, а только тех, которые представляли ценность в качестве объектов охоты, связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магии, колдовства. Зарождение этого культа было обусловлено значением охоты как главного источ­ника существования людей и ощутимой реальной ролью зверя в повседневной жизни человека.

В верхнем палеолите возникают и широко распространяются скульптурные изображения. Первые статуэтки, изображающие женщин, были найдены в прошлом веке на палеолитической сто­янке в Иркутске. Позже оказалось, что женские статуэтки явля­ются принадлежностью почти каждой верхнепалеолитической стоянки. Так называемые палеолитические Венеры встречаются повсюду, начиная от Испании и Франции на Западе и до Ангары на Востоке.

Ангара. Буреть. Поздний палеолит. Антропоморфные изображения – статуэтки

В этих небольших по размерам фигурках передан один и тот же устойчивый и постоянный образ обнаженной женщины, стоящей в рост со сложенными на животе руками. Жен­ская фигура изображена натуралистически правдиво, но всегда с несколько утрированными деталями, характеризующими зре­лую женщину. Интересно, что на всех скульптурах голова изоб­ражена обобщенно, в виде утолщения, и соверщенно отсутствует лицо. Своеобразие этих многочисленных статуэток зависит от того, каково их смысловое значение. Нет никаких оснований считать это искусство эротическим. Женские статуэтки являются свиде­тельством существования культа женского божества, в основе которого, вероятно, была заложена идея о женщине-прародительнице, связанная в свою очередь с представлением о предках и материнском начале всего рода. Об этом свидетельствует одна и та же манера изображения женщины-матери. Искусство это заро­дилось на основе своеобразного мироощущения и художествен­ных навыков наших палеолитических предков. Жизненность и правдивость палеолитического искусства вытекали из условий трудовой жизни людей. В этом искусстве причудливо сочетались реалистическая его форма с магическим содержанием. Но даже магическое его содержание было тесно связано с реальной жизнью: с представлением о родстве, происхождении животных, таинствах рождения новой жизни.

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР



От: ,  
Ваше имя:
Комментарий:

Похожие статьи