Экспертная оценка проекта. Экспертная оценка проектных альтернатив. Экспертная оценка в проектном управлении

Для своего описать процесс выбора проекта.

1. Определить основные ограничения в проекте.

2. Сформировать множество вариантов проекта.

3. Использование метода экспертных оценок.

4. Произвести анализ выгод/затрат.

Пример использования метода экспертных оценок.

Рассматривались следующие варианты проекта.

Основными критериями выбора проекта являлись: стоимость; длительность проекта; сложность проекта; размещение; наличие альтернативных технических решений; исходно-разрешительная документация по проекту.

Далее факторы располагаются в порядке убывания приоритетности. Для этого определяется, какой из них в наибольшей степени повлияет на ход реализации проекта. Производится оценка весомости (ранга) каждого из перечисленных факторов. Сумма рангов факторов должна быть равна единице.

Вариант проекта оцениваются по каждому из факторов (критериев) оценки. Максимальный балл по любому из факторов для проекта равен 100, минимальный – 0. Экспертная оценка влияния каждого фактора получается путем перемножения веса каждого фактора на оценку этого фактора для каждого варианта.

Экспертная оценка вариантов проектов экспертом № 1

Характеристика Вес Номер варианта проекта Интегральная оценка
А В С D Е А В C D E
Длительность проекта 0,2
0,2
Стоимость 0,2
Размещение 0,2
Сложность проекта 0,1
0,1
Всего:

Экспертная оценка вариантов проектов экспертом № 2

Характеристика Вес Номер варианта проекта Интегральная оценка
А В С D Е А В C D E
Длительность проекта 0,3 7,5 4,5 16,5
Наличие альтернативных технических решений 0,2 9,8 13,6
Стоимость 0,2 7,4
Размещение 0,1
Сложность проекта 0,1
Исходно-разрешительная документация 0,1 4,5 4,5
Всего: 60,1

Экспертная оценка вариантов проектов экспертом № 3

Характеристика Вес Номер варианта проекта Интегральная оценка
А В С D Е А В C D E
Длительность проекта 0,2
Наличие альтернативных технических решений 0,2
Стоимость 0,2 7,4
Размещение 0,2
Сложность проекта 0,1
Исходно-разрешительная документация 0,1 4,5 4,5
Всего:

Экспертная оценка вариантов проектов экспертом № 4

Характеристика Вес Номер варианта проекта Интегральная оценка
А В С D Е А В C D E
Длительность проекта 0,25 12,5
Наличие альтернативных технических решений 0,2
Стоимость 0,2 7,4
Размещение 0,2
Сложность проекта 0,1
Исходно-разрешительная документация 0,05 2,3 2,5 2,5
Всего: 56,5

Экспертная оценка вариантов проектов экспертом № 5

Характеристика Вес Номер варианта проекта Интегральная оценка
А В С D Е А В C D E
Длительность проекта 0,25 7,5 12,5
Наличие альтернативных технических решений 0,25 7,5 2,5 7,5 7,5 7,5
Стоимость 0,2 7,4
Размещение 0,2
Сложность проекта 0,05 2,5 2,5 2,5
Исходно-разрешительная документация 0,05 2,3 2,5 2,5
Всего: 43,5

Определение интегральной оценки

Вес А В С D Е
Эксперт 1 0,2
Эксперт 2 0,2
Эксперт 3 0,2
Эксперт 4 0,2
Эксперт 5 0,2
Итого

Наибольшая интегральная оценка соответствует проекту Е – строительство гипермаркета в пос. Кулиничи.


«Методология управления проектами»

Лабораторная работа № 4 Иерархия работ. Фазы.

Иерархия работ

Служит для отображения текущей структуры работ.

Внешний вид окна иерархии работ зависит от того, какой Вид иерархии задан в диалоговом окне настройки иерархической диаграммы, которое открывается из меню Диаграмма–>Настройка или нажатием на кнопку на панели инструментов.

Если выбран вид Иерархия, то фазы в окне располагаются в виде вертикальной иерархии. Информация о фазе (ее Название и Код) отображается справа от графического изображения фаз.

Если выбран вид Дерево, то фазы изображаются в виде прямоугольников. На прямоугольнике помещается информация о фазе, задаваемая в диалоговом окне шаблона.

Фазы отображаются согласно уровню иерархии: верхний уровень – фаза проекта, ниже – фазы второго уровня и т.д.

Каждый уровень иерархии имеет свой фоновый цвет, который можно изменить из главного окна программы, нажав на кнопку на панели инструментов. В открывшемся диалоговом окне настройки цветов можно менять цвета фаз соответствующего уровня.

На иерархии работ можно отображать фазы до какого-либо уровня включительно (например, только фазы первого и второго уровня). Настройка уровня отображения производится в диалоговом окне настройки.

Двойной щелчок левой клавишей мыши на фазе вызывает диалоговое окно свойств фазы, в котором задаются ее основные характеристики.

Нажав правую клавишу мыши на изображении фазы, можно вызвать всплывающее меню фазы иерархии работ, позволяющее производить следующие действия: редактировать свойства фазы, создавать общие отчеты по выбранной фазе, создавать и удалять фазы.

Иерархия работ редактируется при помощи мыши.

Если перемещать мышь с нажатой на фазе левой клавишей, то можно менять местами фазы внутри каждого уровня.

При перемещении фазы на уровень ниже следует держать нажатой клавишу Shift, а при перемещении на тот же уровень – клавишу Alt.

Фазы

Диалоговое окно свойств фазы

Представляет собой диалоговое окно со следующими страницами: Исходные и расчетные данные, Операции, Подфазы, стандартная страница Комментарий и стандартная страница OLE-документы и папка.

Страница Исходные и расчетные данные

Название – название фазы.

Код – уникальный код фазы.

Тип – тип фазы для связи со справочниками.

Краткое название – краткое наименование фазы (обычно более короткое, чем основное).

Приоритет – приоритет фазы.

Календарь – календарь, по которому будет рассчитываться длительность фазы в днях. Для изменения

календаря нажмите на кнопку Выбрать, выберите в открывшемся окне календарь из списка и нажмите ОК.

В полях, расположенных ниже, отображаются расчетные значения:

Начало (КМР) – самая ранняя дата начала КМР операции, входящей в фазу.

Окончание (КМР) – самая поздняя дата окончания КМР операции, входящей в фазу - Начало (КМП) – самая ранняя дата начала КМП операции, входящей в фазу.

Окончание (КМП) – самая поздняя дата окончания КМП операции, входящей в фазу - Уровень – уровень фазы в иерархической структуре работ.

Суммировать объемы – позволяет суммировать объемы операций, входящих в состав данной фазы. Суммарный объем будет отображен на строке с фазой после проведения расчета затрат.

Цвет на диаграмме изменяет цвет изображения данной фазы на графической части диаграммы Гантта работ (при этом открывается диалоговое окно цвета объекта).

В рамке Менеджеры содержится список менеджеров, которым будет отправлена фаза при выполнении рассылки подпроектов.

Для добавления в список менеджера нажмите кнопку Добавить и выберите нужного менеджера в открывшемся списке пользователей, нажав затем кнопку ОК.

Кнопка Удалить служит для удаления выбранного менеджера из списка.

Для выбора ответственного менеджера служит кнопка Ответственный. Ответственный менеджер располагается первым в списке, его имя помечается звездочкой, и при сборке обновляемые подпроекты считываются из его папки Подготовленные для сборки [Исходящие], путь к которой задается в таблице пользователей. Остальные менеджеры при сборке подпроектов игнорируются и требуются только для рассылки подпроектов.

Страница Операции

Включенные операции – список операций, входящих в фазу.

Создать – кнопка для добавления в фазу новой операции.

Свойства кнопка для вызова диалогового окна свойств выбранной операции.

Удалить – кнопка для удаления выбранной операции из проекта.

Исключить – кнопка для переноса выбранной операции в список исключенных объектов структуры работ.

Исключенные операции – список исключенных операций.

Включить – кнопка, вставляющая исключенную операцию в список включенных операций.

Свойства – кнопка, вызывающая диалоговое окно свойств выбранной операции.

Удалить – кнопка для удаления выбранной исключенной операции из проекта.

Страница Подфазы

В поле содержится список с подфазами, входящими в данную фазу.

Создать – кнопка для добавления в фазу новой подфазы.

Удалить – кнопка для удаления выбранной подфазы из проекта.

Исключить – кнопка для исключения подфазы из структуры работ (фазы не могут быть исключены из структуры ответственности, поскольку она должна быть полной). При исключении подфаз из текущей структуры, объекты нижнего уровня иерархии (операции) исключаются, а пустые подфазы могут быть удалены из структуры. Исключенные объекты могут быть впоследствии включены в текущую структуру.

Экспертная оценка педагогического проекта

на соответствие

высшей квалификационной категории

Проблема

Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению плана проекта.

Примерная структура профессионального проекта

    Проблема / тема профессионального проекта педагога. Стратегическая цель профессионального проекта. Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его целей. Характеристика условий обеспечения качества образования:

Качество ресурсного обеспечения;

Уровень квалификации аттестуемого.

    Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления):

Обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею;

Раскрытие путей решения профессиональной проблемы (опора на психолого-педагогические теории, культура использования источников информации; обоснованность отбора предметного содержания; целесообразность педагогического инструментария; обоснование использования элементов технологий, методик, форм, приемов обучения; наличие примеров из авторской практики, иллюстрирующих пути решения профессиональной проблемы);


Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса.

    Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения учащихся) в соответствии с заявленной целью и задачами:

Позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявленная аттестуемым;

Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы;

Позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся.

    Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения аттестуемого):

Уровень мотивации и интереса учеников к обучению;

Обобщение и распространение опыта реализации профессионального проекта;

Активное самообразование и темп повышения квалификации.

Консультационный текст

Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:

    Обоснование необходимости проекта. Цели и задачи Проекта. Участники проекта. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. Рабочий план реализации проекта. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта. Оценка эффективности реализации Проекта. Оценка рисков. Дальнейшее развитие проекта.

1. Обоснование необходимости проекта

Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы. В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.

На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.

В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса: почему возникла необходимость в выполнении проекта? почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.

2. Цели и задачи Проекта

Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.

При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта. Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.


3. Участники проекта

В этом пункте указывается основная целевая аудитория/участники проекта, а также критерии их отбора. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.

По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта. Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей). Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.

Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги). При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).

Если в проекте запланировано проведение мероприятий - тренингов, семинаров, занятий и т. п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную .

5. Рабочий план реализации проекта представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы).



6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта

Краткосрочные результаты - те итоги, которые получают непосредственно по окончанию проекта.

Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.

Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.

Например, к результатам проекта можно отнести:

Количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;

Апробирование новых методик и пр.

7. Оценка эффективности реализации Проекта

    описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики.

При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена. При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т. д.).

    методы оценки успешности/эффективности.

Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта. Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей/целевой группы до и после обучения или участия в проекте.

Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.

8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта. Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения. Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

9. Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.

В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:

    значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности; ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте; корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий; адекватность показателей оценки эффективности проекта; соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель - задачи – метод – результат; значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

В приложениях к проекту можно представить:

    учебно-тематические планы; структуру раздаточных материалов; тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов; структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов; примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования; тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ ; тематику/объем консультаций.

Требования к оформлению проектной разработки

Общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.
Формат страницы: А-4 (210*297мм).

Формат шрифта: размер -14; Times New Romans; межстрочный интервал - одинарный, красная строка -1,25.

Поля: слева, справа, сверху, снизу - 20 мм.

Литература:

Ерофеева Н. Управление проектами в образовании / Н. Ерофеева // Народное образование. - 2002.- № 5. Ильин Г. Проективное образование и становление личности / Г. Ильин // Высшее образование в России. - 2001. - №4. Инновационный проект развития образования: Учебное книгоиздание / .- М.: Мир кн., 2001. - 143 с. Карпов Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов // ШЭЖ. -1997.- № 6. Карпов Е. Учебно - в поисках новой педагогической альтернативы / Е. Карпов //Экономика в школе. - 2001. - №2 Колесникова проектирование / , - Сибирская. - М.: Академия, 2005. – 285 с. Моисеев проблем: сущность, назначение, основные характеристики / .- М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002. Моисеев идеи (перспективные проекты развития образования) / , . - М.: АПК и ПКРО, 2002. Монахов авторской (собственной) методической системы учителя / , // Школьные технология. - 2001. - № 4 Монахов проектирование: современный инструментарий дидактических исследований / // Школьные технологии. - 2002.- № 5. Новикова эксперимента в образовательных системах. - М.: АПК и ПКРО, 2002. Новикова подходы к технологии экспертизы / //Школьные технологии. - 2002.- № 1. правление становлением проектно - технологической компетентности педагога / Л. Шмелькова // Школа. - 2002. - № 2.

В ходе оценивания педагогического проекта учителя эксперт, использует 5-ти балльную шкалу, отмечает знаком «+» в соответствующей колонке.

5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении

характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да».

4 – высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».

3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».

2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».

1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».

При проведении экспертной оценки участвует не менее двух независимых экспертов. В случае существенного несоответствия их оценок проводится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого консенсуса.

Для определения уровня квалификации аттестуемого педагога необходимо подсчитать среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом.

Значение показателя уровня квалификации (ПК) учителя от 3,9 баллов (включительно) и до 5 баллов свидетельствует о соответствии его уровня квалификации высшей квалификационной категории.

Экспертное заключение

Фамилия, имя, отчество аттестуемого

Место работы, занимаемая должность

требованиям заявленной _____________________________ квалификационной категории

Проблема / тема профессионального проекта педагога _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Стратегическая цель профессионального проекта_______________________________________________________________________

Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его цели _____________________________________________________________________________

Экспертиза профессионального педагогического проекта


























Критерий

Показатели

Документы, подтверждаю-щие результат

1. Условия обеспе-чения качества об-разования


Качество образовательных программ:

Соответствие образователь-ных программ и ресурсного обеспечения требованиям Государственного образова-тельного стандарта

Представление администрации ОУ

Обоснованный выбор и эффективное использование учебно-методических комплексов базовых курсов

Компетентностный рост (как качественный, так и количественный) реализа-ции кружков, факультативов, элективных курсов, научных обществ учащихся

Качество ресурсного обеспечения:

Способность обеспечить безопасный и функцио-нальный учебно-воспита-тельный процесс (условия кабинета, реализация здоро-вьесберегающих технологий)

Свидетельство об аттестации кабинета;

Сертификаты, грамоты, дип-ломы соответ-ствующих кон-курсов.

Апробация дидактического инструментария, контрольно-измерительных материалов, инновационного опытно-экспериментального оборудования

Умение задействовать в учебно-воспитательном процессе образовательные возможности социума

Уровень квалификации аттестуемого:

Уровень владения содержа-нием преподаваемого предмета (глубина и разносторонность теоретических и практических знаний предмета)

Представление администрации ОУ;

Копии дипломов об образовании;

Копии свиде-тельств, удос-товерений о повышении квалификации;

Сертификаты участия в соот-ветствующих семинарах, конференциях и др.

Заключение психологической службы ОУ.

Психолого-педагогическая компетентность аттестуемого (умение работать с учащимися разного уровня подготовлен-ности, в конкретной социаль-ной ситуации развития и раз-личных ресурсных условиях, способность организовывать учебное сотрудничество)

Высокий уровень аналитичес-кой и прогностической деятельности

Обоснованность актуаль-ности проблемы профессио-нального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею

Материалы профессионального проекта

2. Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления)

Раскрытие путей решения профессиональной проблемы:

Опора на психолого-педаго-гические теории, культура использования источников информации

Материалы профессионально-го проекта

Обоснованность отбора предметного содержания

Целесообразность педаго-гического инструментария

Обоснование использования технологий, методик, форм, приемов

Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса:


Материалы профессионального проекта;

Отзывы, рецензии специалистов о качестве инновационных преобразований;

Представление администрации ОУ, конкретизи-рующее методи-ческую и иннова-ционную деятель-ность аттестуемо-го

Использование адекватных (актуальных, научных) изучаемому материалу источников информации, в том числе ресурсов Интернет, мультимедийных пособий и материалов

Использование активных форм обучения

Адаптация технологии (методики) под конкретную социальную ситуацию развития и уровень подготовленности учащихся

Аргументированность выбора организации систем мотивации, оценивания, рефлексии

Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Разработка программ интегрированного обучения для детей с ограниченными возможностями

3. Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта в соответствии с заявленной целью и задачами

3.1. достижения учащихся

Позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявлен-ная аттестуемым:

Позитивная динамика уровня обученности (предметные знания, умения, способы деятельности) за аттестацион-ный период

Справки об итогах промежуточной и итоговой аттес-тации учащихся по предмету;

Сертификаты, грамоты, дипломы, соответствующих конкурсов;

Результаты мони-торинговых иссле-дований, в том числе проводимых самим педагогом;

Развитие общеучебных компетенций

Рост количества учеников, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях

Увеличение количества творческого предметноориен-тированного продукта, соответствующего сущности реализуемой технологии

Позитивная динамика учебных достижений учащихся по резуль-татам внешней экспертизы:

Высокие результаты ЕГЭ, тестирования в ходе аккреди-тации ОУ, международного тестирования и др.).

Выписки из про-токолов внешних проверок

Отзывы коллег о преемственности предметной компетентности на разных ступенях школы;

Как понять, есть ли эффект от реализации некоего социального проекта? В чем такой эффект может быть измерен и кем? В НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Оценка в социальном проектировании - проблемы развития, профессионализации и обучения социально ориентированных НКО».

Участники семинара, теоретики и практики, обсудили не только основные проблемы и перспективы развития оценочной деятельности в социально-проектной работе российских социально ориентированных НКО (далее - СО НКО), но и результаты учебного курса по оценке социальных проектов, который был проведен Национальной ассоциацией благотворительных организаций при финансовой поддержке Минэкономразвития России и организационно-методическом содействии ВШЭ.

Открывая семинар, который состоялся 18 февраля, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова отметила, что экспертиза социальных программ и проектов в настоящее время остается одной из наиболее актуальных тем и элементов современной социальной политики в России: «Возможно, мы стоим на пороге нового явления. Стремление к обеспечению роста эффективности проектов свидетельствует о возможности формирования сплоченной группы специалистов, готовых стать центром консолидации усилий активистов гражданского общества в создании нового для страны социального сообщества оценщиков подобного рода проектов. В 2014 году более чем 100 представителей социально ориентированных НКО из 44 субъектов РФ смогли повысить уровень своей проектной культуры в социальной сфере и подняться на новую профессиональную ступень в оценочной деятельности».

По теме семинара с докладами выступили директор НИУ ВШЭ Алексей Автономов и вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари Хананашвили. На семинаре также было представлено авторское методическое пособие «Оценка социальных проектов», которое стало результатом более чем пятнадцатилетних теоретических изысканий, преподавания и практической деятельности докладчиков в сфере оценки социальных проектов.

В своем выступлении Алексей Автономов, в частности, подчеркнул, что оценка проектов - не новое явление для России. Еще в 1920-е годы государство было нацелено на решение не только экономических проблем. Скажем, ликвидация неграмотности может рассматриваться как один из наиболее масштабных проектов, реализованных в социальной сфере. Конечно же, все крупные начинания в экономической и социальной областях сопровождались планированием и оценкой. Периодом становления оценки проектов в стране можно считать время с начала 1920-х до середины 1930-х, когда вырабатывались методы оценки, внедрения их в практику, в связи с чем появилось и первое их теоретическое осмысление.

Середина 1950-х - середина 1970-х годов - это период активизации теоретических исследований в сфере оценки, выработки новых методов и инструментов оценки и попыток внедрения их в практику. Однако со временем планирование постепенно стало превращаться в начетничество, и если в Государственном комитете по планированию, возможно, и относились к планированию серьезно, то на местах старались иногда завысить план, но чаще занизить, причем «задним числом». В начале 1990-х от планирования вообще было решено отказаться, как от не отвечающего потребностям и реалиям, и к середине 1990-х оценочная деятельность, в которой нуждались и публичное управление, и развитие экономики, и некоммерческая деятельность - для того, чтобы быть эффективными - оказалась фактически заброшенной.

Первыми почувствовали потребность в освоении оценочной деятельности активисты неправительственных некоммерческих организаций, которые получали гранты от международных и западных организаций, готовые давать финансирование только под настоящие проекты, что, естественно, потребовало освоения проектного подхода, предполагающего также и соответствующую оценку проектов. С конца 1990-х годов начинается новый этап развития оценочной деятельности: периодически организуются обучающие семинары по оценке социальных проектов, в том числе два семинара состоялись по заказу правительства Москвы (в 2004 и 2009 годы). В 2004 году была издана монография «Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России», в которой была глава, посвященная и оценке социальных проектов (Автономов А.С., Виноградова Т.И., Замятина М.Ф., Хананашвили Н.Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. Учебник. Под общей редакцией А.С.Автономова. М.: Фонд «НАН», 2003. - с.с. 274-287). «Тот путь, который мы прошли, во многом был подкреплен сотрудничеством с Высшей школой экономики. Однако пока развитие оценочной деятельности в социальном проектировании в России идет весьма медленно», - заметил Алексей Автономов.

Оценка является одним из важнейших и обеспечивающих качество компонентов управления вообще и управления проектами в частности. Особенно заметен дефицит качества управления в периоды кризисов и экономической неустойчивости, когда управленческие недостатки оказывается затруднительным компенсировать «вливанием» дополнительных ресурсов. Необходимость комплексного подхода к решению социальных задач, сложность управления процессами в социальной сфере, разнообразие факторов, порождающих социальные проблемы, неоднозначность и трудная предсказуемость их последствий свидетельствуют о том, что многие ранее сформулированные и долгое время применявшиеся модели управления по каким-то причинам не срабатывают.

Значимость технологии оценки одновременно сопряжена с целым комплексом проблем на пути ее полномасштабного внедрения. Необходимо отметить, что «чаще всего социальные проекты оценивают на стадии заявки, а судить о достоинствах и недостатках такого проекта, делать выводы о степени годности для его реализации можно и в ходе его выполнения, и особенно важно - оценить эффективность проекта по его завершении». «Вместе с тем, - подчеркнул Алексей Автономов, - нельзя путать мониторинг с оценкой. При проведении мониторинга не выносится суждения о достоинствах и недостатках соответствующего проекта с выводом о ходе его реализации, о достигнутом результате, о полученном эффекте, хотя и собираются, и исследуются необходимые для этого данные».

Докладчик выразил уверенность, что сотрудничество Национальной ассоциации благотворительный организаций и Высшей школы экономики в образовательно-просветительской деятельности отразится на восполнении дефицита знаний, практических умений и навыков сотрудников СО НКО в социальном проектировании и приведет в итоге к более эффективному расходованию бюджетных средств, к конструктивному действию по планомерному улучшению ситуации.

В своем выступлении Нодари Хананашвили отметил, что проектная культура как один из инструментов культуры управления является чрезвычайно важной для страны, и выразил убеждение, что внедрение основ проектной культуры должно начинаться еще в школе. Необходимо преодолевать сложившиеся стереотипы сознания. В подавляющем большинстве отчеты о проделанной работе содержат сведения о затраченных средствах, количестве проведенных мероприятий, числе участников, но эти данные, формально-валовые показатели, далеко не всегда связаны с эффективностью проекта. В случае бизнес-проекта очевидно, что независимой оценкой эффективности может служить норма прибыли. По каким показателям можно судить об эффективности социального проекта? С учетом того, что проекты реализуются в социальной сфере, необходимо суметь оценить и происходящие в результате реализации проекта изменения; они могут иметь различные «единицы измерения»: снижение остроты проблемы, повышение способности целевой группы к самостоятельному решению своих проблем. Поскольку направлений для социальных инвестиций может быть очень много, как и нуждающихся в помощи групп населения, то и единиц измерения эффективности может быть очень много. Еще одна проблема, с которой сталкивается оценщик социальных проектов, заключается в периоде «окупаемости» таких социальных инвестиций. Например, меры по профилактике асоциального поведения детей и подростков могут принести результаты через несколько десятков лет. Докладчик более подробно остановился на реализации социального проекта «Формирование экспертно-аналитической гражданской сети», поддержанного субсидией Министерства экономического развития РФ.

Участники семинара обратили внимание, что для России проектов подобного масштаба по данной теме до настоящего времени не было. Базовый и системообразующий элемент проекта - 72-часовой очно-заочный обучающий курс по основам оценочной деятельности для представителей СО НКО, имеющих существенный практический опыт составления и выполнения (а иногда - и оценки) социальных проектов из восьми федеральных округов РФ.

Оценщики социальных проектов - не прокуроры и не судьи, в их задачу входит выявить факты, провести всесторонний анализ и в конечном итоге не огласить приговор, а сформулировать совокупность рекомендаций

Нодари Хананашвили
вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций

Девятимесячный курс (с 1 марта по 30 ноября 2014 года), можно охарактеризовать как экспериментальный, многоформатный, практико-ориентированный. Необходимо отметить инновационную составляющую методологических рекомендаций и предложений в сфере менеджмента в проектном подходе, потому что в данной сфере правовая, процедурная, методическая регламентация сегодня почти отсутствует. Можно добавить, что по мере своего продвижения «проект оказался саморасширяющимся». «Важно, что оценщики социальных проектов - не прокуроры и не судьи, в их задачу входит выявить факты, провести всесторонний анализ и в конечном итоге не огласить приговор, а сформулировать совокупность рекомендаций», - заметил Нодари Хананашвили

Курс учебы прошли специалисты со всей России. Повышению культурно-просветительской составляющей курса способствовало то, проводились выездные мероприятия, а учебные группы были сформированы по «сдвоенным» округам - Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, Уральский и Приволжский, Северо-Кавказский и Южный, Северо-Западный и Центральный. Каждый обучающий курс состоит из двух трехдневных очных семинаров и практической части (планируемой и осуществляемой созданными в ходе первого семинара малыми группами) по мониторингу реализуемых региональных проектов.

Структура курса состояла из основ экспертно-аналитической деятельности в области оценки заявок (взгляд на социальный проект, критерии оценки конкурсных заявок, экспертные формы, планирование мониторинга), мониторинга проектов, реализуемых в регионах на средства субсидий, выдаваемых Минэкономразвития России субъектам РФ для поддержки СО НКО, а также анализа результатов проведенных мониторингов и непосредственно оценки эффективности реализованных проектов.

Таким образом, на первом этапе участники овладевали оценочным инструментарием, а на втором происходил непосредственно мониторинг оцениваемых проектов. Авторы курса обратили внимание участников семинара на такую важную составляющую в оценке, как система обратной связи. Согласно правилам профессиональной этики, черновик отчета должен быть выслан непосредственно исполнителю проекта, вдруг при анализе информации не были учтены какие-либо важные факторы. Затем результаты мониторинга, отчет о его выполнении будут размещены на сайте Минэкономразвития России.

Многие темы могут служить дополнительными элементами основного курса. Например, структура оценки, алгоритмы оценочной деятельности; экспертиза документов и текстов, процедуры организации конкурса и место экспертизы и оценки. Важно научиться работать с бюджетом проекта, овладеть социальной технологией «прозрачный бюджет». Более подробно с дополнительными возможностями курса можно ознакомиться в презентации, размещенной на сайте Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.

По результатам проведенного курса были сформулированы конкретные рекомендации, адресованные Министерству экономического развития РФ, по повышению степени прозрачности и доступности информации о реализации в субъектах РФ программ поддержки СО НКО и о выработке единых требований к публикации информации о проектах-победителях (исполнителях). Также они касались системы критериев, действующих для конкурса СО НКО, в результате которой региональные и общероссийские или сетевые СО НКО оказываются в существенно неравном положении. Можно сделать вывод о неотложности внедрения процедур и механизмов внешних независимых мониторинга и оценки - на основе восстановительного (не «репрессивного») подхода. При этом значимость обучения очевидна не только для СО НКО, но и для представителей федеральной и региональных общественных палат, поскольку те, в соответствии с ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вправе и будут осуществлять деятельность в сфере общественного контроля, а также - для органов государственной власти и местного самоуправления, разумеется, если они хотели бы осуществлять деятельность по поддержке СО НКО более эффективно.

Экспертно-аналитическая работа и практические задания, выполняемые слушателями в ходе обучения, способствуют формированию системы «обратной связи» для органов власти. Оценочная информация может оказаться весьма полезной для совершенствования системы управления общественными ресурсами, повышения эффективности такого управления, снижения коррупционных рисков, повышения доверия граждан к реализуемой государственной политике в социальной сфере. Что, собственно, и является основой технологии социального инвестирования, обеспечивающей позитивные социальные изменения и устойчивое социальное развитие.

Выступивший на встрече после основных докладчиков консультант Фонда Чарльза Стюарта Мотта Вячеслав Бахмин, в частности, отметил: «Обучение оценке проектов - чрезвычайно полезное начинание, так как уровень проектной культуры среди представителей НКО остается крайне низким. Но вдвойне важнее формулирование конкретных рекомендаций для Минэкономразвития России, и есть надежда, что критерии, которые искажают картину конкурса, будут изменены».

Эксперт-аналитик Филиала некоммерческой организации «Эволюшн энд Филантропи» Олег Казаков высказал сомнение в необходимости специальной профессиональной подготовки оценщиков, так как, с его точки зрения, такими навыками должен обладать любой грамотный управленец.

Мнение же подавляющего большинства аудитории выразила главный научный сотрудник Института социологии РАН Ирина Гаврилова: «Думаю, что оценке социальных проектов обязательно надо учить, и учить все слои общества - как управленцев, так и сотрудников НКО. Конечно, мы понимаем, что это сложная и объемная задача, у нас в стране очень не хватает оценщиков. В общении с коллегами часто выясняется, что оценка проектов проводится «на глазок», многими методиками специалисты не владеют, и им просто негде этому научиться. Как специалист, который не обучался оценке, но ее проводит, я понимаю, что мне еще очень многому надо учиться. И я рада выходу учебного пособия и, будучи доктором наук, обязательно буду изучать эту методику, чтобы использовать ее в своей работе».

Татьяна Богословская, Нодари Хананашвили, специально для новостной службы портала ВШЭ

Экспертная оценка целей проектов  

Для инновационных продуктов поиск близких или полных аналогов (законченных продуктов с определенным набором свойств) может быть затруднителен. В таком случае необходимо найти информацию о нескольких аналогах, свойства которых охватывают отдельные группы характеристик инновационного продукта, и также сравнить по вышеописанной методике (усреднив также цену) предложения всех выявленных аналогов. Если не выявлены товары - конкуренты, имеющие полностью или частично аналогичные потребительские характеристики, то возможно сравнить продукты по принципу функционального замещения, иными словами ведется поиск товаров с подобной функциональной потребительской применимостью. Ограниченность приведенной методики функциональной декомпозиции заключается в невозможности ее использования в случае, если не найдено даже функциональных аналогов. В этом случае речь может идти или об отсутствии маркетинговой проработки рынка, или о прорывном инновационном результате, для оценки инвестиционной привлекательности которого необходима экспертная оценка проекта как целого с точки зрения соответствия его результатов уровню научно-технического прогресса и сформированное потребности рынка . В этом случае для предварительных оценок можно пользоваться методикой сравнения с идеальным продуктом (табл. 4.2).  


На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности ИП в целом. Схема финансирования проекта может быть намечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертных оценок).  

При наличии методических документов по стоимостной оценке влияния указанных факторов в расчетах эффективности отражаются соответствующие денежные потоки (изменения доходов и расходов сторонних предприятий и населения, изменения доходов и расходов бюджета , стоимостная оценка экологических, социальных и иных последствий проекта для населения и общества в целом). Допускается также экспертная оценка.  

ТНК), зародившихся еще в начале столетия. Уже к 1970 г. в 14 ведущих странах мира насчитывалось 7,3 тыс. ТНК, имевших 27,3 тыс. зарубежных филиалов, с годовым оборотом в 626 млрд долл. Число ТНК и масштабы их международной экономической деятельности быстро растут. Особенно стремительный вывоз прямых зарубежных инвестиций отмечен в последние полтора-два десятилетия. Новые информационные технологии позволяют инвесторам быстрее и полнее оценивать не только инвестиционный климат в любой точке мирового экономического пространства, но и конкретные проекты. Это существенно увеличивает вывоз капитала , способствуя развитию международных производственных, торговых и финансовых связей как на уровне предприятий, банков, торговых или страховых компаний , так и на уровне национальных экономик в целом. С середины 80-х годов инвестиции буквально хлынули на мировую арену, многократно превосходя внутренние вложения в основные фонды (рис. 1.4). По экспертным оценкам , отношение зарубежных активов транснациональных компаний и банков (ТНБ) к валовому мировому продукту возросло с 4,9% в 1945 г. до 56,8% в 1995 г.1  

Для российского образования в целом актуален сейчас вопрос о стандартах и их предназначении. Содержание стандартов может варьироваться от детальной спецификации набора изучаемых дисциплин и их наполнения до рекомендуемого профессиональным сообществом (а не государственными организациями) подходов к построению учебных планов. Очевидно, что в одном случае стандарты могут использоваться для контроля со стороны государства за процессом обучения , а результаты контроля - при принятии решений об аттестации учебных заведений и их бюджетном финансировании , при противоположном подходе они отражают мнение научного сообщества и могут при необходимости использоваться государственными организациями как экспертные оценки . И. В. Лип-сиц (Высшая школа экономики, Москва) отмечает В проект концепции обязательно нужно ввести разработку системы стандартов экономического образования как для общеэкономического (теоретического) профиля, так и прикладного (бизнес-образование). Без стандартизации и государственного контроля за соблюдением стандартов нельзя пройти начальный этап реформирования экономического образования, отделив чистых" от нечистых", добросовестные учебные  

В разделе Население и территория подробно анализируется система расселения населения по административным районам, микрорайонам и кварталам. Основные документы для исследования системы расселения - проекты детальных планировок (ПДП), по которым осуществляется застройка и реконструкция городов. Цель проработки ПДП - определение численности проживающего населения по различным зонам города с дифференциацией по кварталам и отдельным группам жилых домов. Численность населения в сложившейся застройке определяется путем подсчета числа жилых домов определенной серии, этажности в рассматриваемом квартале или жилой группе с учетом проектной численности жителей в каждом типе жилого дома. Другой способ определения численности жителей заключается в нахождении через ПДП общей жилой площади по данному кварталу или группе домов и затем делении ее на среднюю величину площади, приходящуюся на одного жителя. Этот способ менее точен, чем первый. Численность жителей по реконструируемым или новым жилым районам и микрорайонам вычисляется такими же способами, если на эти районы имеются ПДП. При отсутствии ПДП численность жителей реконструируемых или новых районов определяется ориентировочно по экспертным оценкам.  

Принцип согласованности. При оценке эффективности проекта используемые показатели (и информация) должны согласовываться по ряду условий, в том числе иерархически (см. пример 3.1), по времени, цели, структуре и т. д. Так, по степени структурированности (т. е. по характеру описания альтернатив и предпочтений участников) проекты можно разделить на "хорошо структурированные", "слабо структурированные" и "неструктурированные". В зависимости от этого выбираются формализованные скалярные и векторные, или неформализованные, экспертные критерии и процедуры оценки. Предполагается и учет социальной значимости проектов. В этой связи их можно разделить на "значимые" и "малозначимые". Кроме  

Вместе с тем, они могут быть использованы и для оценки риска проекта в целом. Это относится к случаям, когда имеются (определены) количественные данные по каждому риску или когда для оценки риска проекта используются экспертные методы реализации проекта

Как отмечалось ранее, при отсутствии необходимых статистических данных количественная оценка как отдельных рисков, так и риска проекта в целом, осуществляется методом экспертных оценок . При этом каждый вид риска характеризуется не сколькими показателями (факторами). Оценка этих показателей определяется экспертами в баллах, кроме того, каждому из показателей назначается вес, соответствующий его значимости.  

Внедрение предложенной формальной процедуры присвоения экспертных оценок проектам позволит сделать их отбор в адресную инвестиционную программу более обоснованным сформировать реестр инвестиционных потребностей муниципального хозяйства, оценивающий потребности муниципалитета в инвестиционных ресурсах как в целом по городскому хозяйству, так и в разрезе отраслей и  

Величина этого коэффициента определяет риск банкротства. В большинстве случаев указанные количественные оценки риска и методы их определения используются для оценки отдельных видов риска . Вместе с тем они могут быть использованы и для оценки риска проекта в целом. Это относится к случаям, когда имеются количественные данные по каждому риску или когда для оценки риска проекта используются экспертные методы , в процессе которых оценивается вероятность успешной реализации проекта и (или) величина возможных потерь вследствие наступления различного рода нежелательных исходов.  

Систематических исследований об эффективности попыток реинжиниринга пока не проведено. Однако экспертные оценки показывают, что ранее (в 1993 г.) около 50 % проектов по реинжинирингу заканчивались неудачей . С целью выяснения причин неудач и определения необходимых для успеха предпосылок проведен ряд специальных исследований , опирающихся на опросы консультантов из более чем 40 фирм, оказывающих услуги по менеджменту, ИТ, реинжинирингу, формулировке стратегий бизнеса , эксплуатации оборудования и т.п. К факторам, способствующим успеху реинжиниринга, отнесены  

Затем члены экспертной группы дали свои оценки относительной значимости каждой из пяти рассматривавшихся групп показателей. Эти были усреднены в целом по всей группе экспертов в виде весовых коэффициентов сравнительной значимости показателей каждой данной группы o j. И наконец, был рассчитан итоговый интегральный критерий эффективности проекта в целом  

Скорректировав структуру целей и функций на основе полученных оценок, можно приступить к формированию вариантов организационной структуры предприятия . Здесь также возможны различные пути. Можно ориентировочно (экспертно) оценить трудоемкость функций управления (или требуемую для выполнения функций численность управленческого персонала) и перейти к формированию проекта оргструктуры (или рекомендаций по ее совершенствованию). Но можно предварительно попытаться применить некоторые подходы к моделированию характеристик оргструктуры и организационной технологии управления (этап 5). В этом случае могут быть получены уточненные оценки трудоемкости функций управления , численности аппарата, затрат на управление и других характеристик, необходимых для формирования и. оценки вариантов структуры.  

Суть метода состоит в анализе и статистической обработке внутренних норм рентабельности проектов, сопоставимых с проектом оцениваемого объекта, цены продаж которых известны. Для оценки ставки необходимо смоделировать для каждого объекта-аналога в течение определенного (прогнозного) периода времени с учетом сценария наиболее эффективного его использования поток расходов и доходов, рассчитать внутреннюю норму рентабельности и полученные результаты обработать любым приемлемым в данном случае статистическим способом или экспертным способом, например методом взвешенного среднего, предварительно с помощью экспертов назначив вес каждой из полученных оценок ставок дисконтирования. В целом алгоритм расчета

Похожие статьи