Что является объектом исследования снс. Система национальных счетов. Валовый национальный доход

Тема 3.1:СНС как система взаимосвязанных макроэкономических показателей

Сущность и задачи системы национальных счетов.

Система основных показателей результатов экономической

деятельности и принципы их расчета.

Построение консолидированных счетов СНС.

Межотраслевой баланс как элемент СНС.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, т.е. показателей характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов (СНС).

Первым признанным на международном уровне стандартом была СНС 1953года. Впоследствии она была обновлена в 1968 и 1993 годах. Процесс обновления СНС 1993года закончился в марте 2009года. Обновленной СНС рекомендовано дать название «Система национальных счетов 2008г.»

Мотивы изменения подходов к определению и отражению тех или иных показателей СНС были разнообразны.

Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость экономических показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономике, т.е. значительно упрощает решение проблемы международных сопоставлений, способствует их достоверности.

Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений.

Потребителями данных СНС, кроме органов государственного управления, являются также научно- аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъектуры, различные общественно - политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных между собой, и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства

Каждой стадии воспроизводства (стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными счетами.

Основные понятия, категории и структура СНС

Система национальных счетов представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы – это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятие экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц:

а) юридические лица - предприятия, корпорации, квазикорпорации, государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.; (квазикорпорации - это единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие статус корпорации); и б) домашние хозяйства. Последние рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Под резидентами страны понимают институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более).

Экономическая территория - это территория административно управляемая правительством страны, и в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связано с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны, как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах, в происходящих экономических процессах, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

В СНС важнейшими являются следующие классификации:

Институционных единиц по секторам экономики

Видам экономической деятельности;

Экономических операций;

Активов и пассивов;

Товаров и услуг;

Расходов органов государственного управления по назначению;

Налогов и субсидий.

Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат . С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

1.нефинансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т. е. структуры занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг.

2.финансовые корпорации и квазикорпорации.

3.органы государственного управления.

4.домашние хозяйства.

5.некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

6.внешнеэкономические связи («остальной мир»).

Классификация по секторам характеризует структуру рыночной экономики.

В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.

Сектор 2 включает финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является финансовое посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор 3 включает бюджетные государственные организации, функция которых - перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам (выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор 4 включает домашние хозяйства, то есть единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д. В этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица. К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга рассматривается в качестве членов тех домашних хозяйств, где они работают. Свои издержки единицы, входящие в данный сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий входящих в этот сектор.

Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.

Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность экономически связана с резидентами данной страны. То есть, счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.

Классификация по видам экономической деятельности в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности. Вид экономической деятельности определяется как совокупность заведений с однородным производством, например: сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство (тяжелая промышленность, легкая промышленность и т. д.).

В соответствии с этим стандартом в классификации по видам экономической деятельности единицей классификации является заведение - относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящееся в одном месте предприятие или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.

Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций.

Все экономические операции подразделяются в СНС на следующие виды:

1.операции с товарами и услугами (производство и использование на различные цели товаров и услуг);

2.операции с доходами (распределение и перераспределение доходов);

3.операции с финансовыми инструментами (приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, например, займы, кредиты, прирост депозитов в банках и пр.);

прочие операции, характеризующие изменение активов в результате экстраординарных событий (пожары, наводнения, катастрофы и др.). Под активами понимаются объекты, обладающие стоимостью.

Последняя группа не имеет отношения к операциям, под которыми предполагают добровольное взаимодействие двух и более партнеров.

Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на: а) операции на компенсационной основе , когда поток благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических операций);

б) трансферты - операции, при которых потоку благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.

Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).

В СНС предусматривается также классификация активов. Они подразделяютсяна следующие виды:нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах- балансах активов и пассивов. Классификация товаров и услуг в СНС соответствует Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией ООН.

Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение по назначению на: общее управление, оборону, просвещение, здравоохранение и т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.

Доходы государства в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной собственности.

В СНС предусматривается различие между налогами на продукты (НДС, акцизы, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.

Налоги на продукты более или менее пропорциональны стоимости или объему произведенной или реализованной продукции. Типичными представителями налога на продукты являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Прочие налоги на производство более или менее пропорциональны факторам производства, например, налог на землю, здания, основные фонды, фонд заработной платы.

Платежи из бюджета предприятиям, имеющие целью возместить убытки, возникающие вследствие политики цен, а также производимые для оказания воздействия на уровень производства, называются субсидиями.

Сальдированный налог (налог за вычетом субсидий) называется «чистым налогом».

Налоги в СНС разделены на две группы:

Текущие (уплачиваемые регулярно);

Капитальные (единовременные).

Рассмотренные классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и сгруппированной на основе определенных принципов и критериев, важнейший из которых балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.

Классификация счетов

По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой балансовую двухстороннюю таблицу (ресурсы, использование), в которой каждая операция регистрируется дважды: один раз в ресурсах, другой – в использовании. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе статистической информации о движении соответствующих денежных потоков. Итоги операций на каждой стороне счета должны быть сбалансированы, т.е. равны между собой. В случае отсутствия этого равенства, в счет помещается балансирующая статья.

Балансирующая статья, рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием. Таким образом, балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета.

При расчете валового внутреннего продукта (ВВП) и ряда других показателей, используются различные методы, в результате чего итоги операций на каждой стороне счета могут несколько различаться между собой, поэтому для обеспечения их равенства вводится показатель - «статистическое расхождение». Данный показатель является балансирующей величиной, его значение не должно превышать 4-5% валового внутреннего продукта.

В СНС существует четкая классификация счетов. Различают следующие группы счетов:

секторов экономики;

видов экономической деятельности;

отдельных экономических операций;

экономики в целом (консолидированные счета).

Построение счетов производится на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:

1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах

2. Промежуточное потребление

3. Налоги на продукты и импорт

4. Субсидии на продукты и импорт (-)

5. Оплата труда наемных работников

6. Налоги на производство и импорт

7. Субсидии на производство и импорт (-)

8. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»

9. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»

10. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»

11. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»

12. Расходы на конечное потребление

13. Валовое сбережение

14. Валовое накопление

15. Импорт товаров и услуг

16. Экспорт товаров и услуг

17. Статистическое расхождение

18. Валовое накопление основного капитала

19. Изменение запасов материальных оборотных средств

20. Капитальные трансферты, полученные от»остального мира»

21. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру»

Ниже приводятся макеты консолидированных счетов.

Счет товаров и услуг

Счет производства

Счет образования доходов


Похожая информация.


Методология построения СНС в целом основывается на современных концепциях политэкономического характера, объясняющих содержание и границы экономического производства, структуру экономики и воспроизводственный механизм. В основе системы лежит учение английского экономиста Дж. М. Кейнса об экономическом обороте. В частности, используется концепция экономического производства, дохода, теория факторов производства и др. Национальное хозяйство - комплекс взаимосвязанных равноправных отраслей; экономическое производство интерпретируется как производство экономических благ, которые могут быть как в форме продукта, так и услуги. Экономическое производство охватывает также и теневую экономику (производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения). Отражение в расчетах теневой и неформальной экономики является одной из актуальных методологических и информационных проблем СНС. Госкомстат при расчете макроэкономических показателей, отражающих стадии производственного процесса, в несколько этапов на основе балансового метода и косвенных индикаторов выполняет досчет на скрытую и неформальную деятельность. Производство юридически незаконных товаров и услуг в большинстве стран и в России не включается макроэкономические расчеты.

Экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • · производство всех товаров, включая товары для собственного потребления;
  • · производство нефинансовых услуг для реализации;
  • · деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.п.)
  • · деятельность государственных (бюджетных) организаций и учреждений, оказывающих нерыночные услуги обществу в целом (управление, оборона, бюджетная наука) и отдельным гражданам (бесплатное или льготное здравоохранение, образование и др.)
  • · деятельность «некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства» (партийные, профсоюзные, религиозные и т.п. организации);
  • · деятельность оплачиваемой домашней прислуги (повара, садовники, шофёры, няни и т.п.);
  • · жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир для собственного потребления.

В продукте экономического производства не учитываются домашние услуги (это исключение сделано из практических соображений, т.к. стоимость услуг домашних хозяек очень трудно оценить), изменения, происходящие в окружающей среде (истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха, образование мусора и т.п.).

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает категорию «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с ней доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. В СНС 1993 г. предусмотрена система показателей доходов, которая характеризует различные стороны процесса распределения. Она охватывает следующие показатели:

  • · первичные доходы;
  • · текущие трансферты в денежной форме;
  • · располагаемые доходы;
  • · текущие социальные трансферты в натуральной форме;
  • · скорректированный располагаемый доход, национальный доход;
  • · национальный располагаемый доход.

Объекты - продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.

Субъекты - хозяйственные единицы (экономические агенты).

Экономические функции - основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление, накопление, перераспределение, посредничество в перераспределении доходов и др.

Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов - экономических операций.

Виды экономических операций:

  • · трансферты - операции, не вызывающие встречных потоков средств (социальное страхование, налоги, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, подарки, благотворительность);
  • · текущие операции с товарами и услугами, связанные с их немедленным использованием;
  • · капитальные операции, увеличивающие национальное богатство страны.

Различия между текущими и капитальными операциями - методологическая основа СНС.

Трансферты также могут быть текущими и капитальными, в денежной и натуральной форме.

К текущим трансфертам в денежной форме относятся перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы, добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды, страховые премии и возмещения и т.д.

К текущим социальным трансфертам в натуральной форме относятся бесплатно предоставляемые социально-культурные услуги (в области здравоохранения, просвещения, культуры и т.п.)

К капитальным трансфертам относятся возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий, безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам, безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы. В СНС применяется понятие институциональная единица - такая экономическая единица, которая ведёт полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.

Налоги в СНС определяются как некомпенсируемые платежи в денежной или натуральной формах, поступающие от институциональных единиц государству. Различают налоговые платежи текущие и капитальные.

Выделяют также налоги:

  • · прямые (на доход, прибыль, богатство, имущество);
  • · косвенные (на производство и продукты) - товарные и нетоварные.

Косвенные товарные налоги (налоги на продукты) - налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведённой продукции и оказанных услуг. Они взимаются пропорционально сто имости произведенной или проданной продукции (НДС, налог с оборота, акцизы, налоги на экспорт и импорт, с продаж, на конкретные виды услуг).

Косвенные нетоварные налоги -- взи маются в связи с использованием факторов производства, упла чиваются за разрешение на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, налоги на импорт, специализированные платежи).

Чистые налоги - налоги за вычетом соответствующих субсидий.

Субсидии - текущие дотации государства на тот или иной вид деятельности. Они предназначаются для стимулирования государством производств, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующих организаций, занимающихся сбытом этой продукции.

Как и налоги, субсидии делятся на две группы: субсидии на продукты и другие субсидии, связанные с производством.

Цель системы национальных счетов заключается в следующем:

описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;

установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потребление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).

Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.

Эта информация необходима:

органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;

предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;

международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

Исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

Исследование динамики макроэкономических показателей

Анализ макроэкономических пропорций.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

выявление существующих тенденций в экономике;

организация экономической политики государства.

Общая система счетов современной СНС включает следующие классы (группы) счетов:

В группу счетов внутренней экономики в целом входят: счет производства товаров и услуг; счет образования доходов; счет распределения доходов: а. счет распределения первичных доходов; б. счет вторичного распределения доходов; счет использования национального располагаемого дохода; счет накопления (счет операций с капиталом).

В группу счетов отраслей экономики входят: счет производства по отраслям; счет образования доходов по отраслям.

В группу счетов внешнеэкономических связей («остальной мир») входят: счет текущих операций; счет капитальных затрат; финансовый счет.

Концепции системы национальных счетов

1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е сферы, где происходит производство ВВП и национального дохода. Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды производства:

производство вещественных товаров для собственного потребления, для продажи и накопления;

производство нефинансовых услуг для продажи;

производство финансовых услуг для продажи;

производство услуг, предоставляемых органами государственно управления;

деятельность некоммерческих организаций (партии, профсоюзы, общественные организации);

деятельность домашней наемной прислуги;

жилищные услуги, предоставляемые домовладельцамы для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т. д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчисления ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

2. Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

3. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СНС

ОСНОВНЫЕ СЧЕТА СНС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Методы расчета БАЗОВЫх МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИх ПОКАЗАТЕЛей

1. СНС: ПОНЯТИЕ

Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. Это означает, что показатели СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС описывает наиболее важные и общие аспекты экономического развития: производство; распределение; перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода; формирование национального богатства.

СНС гармонизирована в отношении основных методологических положений с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Главная задача СНС – это возможность исчисления обобщающих экономических, финансовых и социальных показателей, характеризующих результаты экономической деятельности страны за разные периоды времени, что позволяет:

– исследовать динамику указанных показателей;

– проводить анализ экономических пропорций;

– выяснить степень достижения целей национальной экономики;

– вырабатывать экономическую политику и принимать меры по регулированию рыночной экономики;

– проводить сравнительный анализ потенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающийхарактер:

– она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий;

– СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса.

Основные ПОНЯТИЯ и классификации СНС

Важнейшей составляющей методологии СНС являются понятия и термины, используемые для описания процессов, лежащих в основе функционирования рыночной экономики. Их соответствие реальным экономическим процессам является необходимым условием построения системы достоверных макроэкономических показателей. К базовым понятиям СНС относятся следующие.

1. Объекты экономического оборота –продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.



2. Субъекты экономического оборота – хозяйственные единицы (экономические агенты).

3. Институциональная единица – экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица; физические лица в виде домашних хозяйств.

Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин «предприятие ». Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений , т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности.

Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогичными видами деятельности называется отраслью. В СНС 1993 г. выделяют четыре отрасли:

1) отрасли, где непосредственно производятся материальные блага;

2) отрасли сферы обращения;

3) отрасли производства рыночных услуг;

4) отрасли производства нерыночных услуг.

В заведениях выделяют единицы однородного производства, под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений их использования, характера технологического производства. Такая совокупность единиц однородного производства образует чистую отрасль.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых ими функций и источников финансирования, образует сектор экономики . В СНС 1993 г. выделяют шесть секторов.

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые предприятия;

3) органы государственного управления;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства;

6) «остальной мир».

Сектор нефинансовых предприятий включает единицы, функцией которых является производство товаров и услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.

Функцией финансовых предприятий является объединение свободных финансовых ресурсов и предоставление их на определенных условиях инвесторам.

Функцией органов государственного управления является предоставление бесплатных услуг обществу и отдельным его членам (управление, оборона, образование, здравоохранение и т.д.), а также осуществление перераспределения национального дохода и богатства.

В сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства ,входят общественные, политические, религиозные организации. Они предоставляют бесплатные услуги членам этих организаций. В этоже сектор входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями.

Сектор домашних хозяйств включает предприятия особого рода (не являющиеся юридическими лицами, не ведущие бухгалтерской отчетности, но самостоятельно распоряжающиеся своими ресурсами), в основном потребительского характера.

Сектор «остальной мир» включает иностранные единицы, так как они осуществляют операции с отечественными институциональными единицами.

Основные функции и ресурсы секторов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Функции и ресурсы секторов экономики в СНС

Сектор Функция Ресурсы
Нефинансовые предприятия Производство товаров и нефинансовых услуг Выручка от продажи товаров и услуг
Финансовые предприятия Производство финансовых рыночных услуг, аккумуляция и распределение финансовых ресурсов, страхование Средства, получаемые от принятых финансовых обязательств, проценты, премии по контрактам, страховые взносы
Органы государственного управления Производство нерыночных услуг для коллективного потребления и осуществления операций по перераспределению национального дохода и богатства Обязательные налоги на единицы других секторов, получаемые прямо или косвенно
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Производство нерыночных услуг для отдельных групп домашних хозяйств Добровольные взносы, сделанные домашними хозяйствами как потребителями, доход от собственности
Домашние хозяйства: - как потребители; - как предприниматели Потребление. Производство товаров и нефинансовых рыночных услуг Оплата труда, доход от собственности, трансферты из других секторов. Выручка от продажи своей продукции
«Остальной мир» Не характеризуется какой-либо конкретной функцией или ресурсом, он группирует иностранные единицы (нерезиденты), так как они осуществляют операции с отечественными единицами (резидентами данной страны)

Все институциональные единицы, группируемые в секторы, являются резидентами данной страны. Под резидентом понимают институциональные единицы, которые связаны с территорией данной страны экономическим интересом в течение длительного периода времени (обычно год и более). На практике резидентами данной страны выступают все предприятия, функционирующие на территории данной страны, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

Считается, что институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещениями или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода времени.

4. Экономическая территория страны – географическая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды, территориальные анклавы в других странах (посольства, консульства, военные базы). В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

До новой версии СНС 1993 г. при изучении результатов экономической деятельности использовались понятия внутренней и национальной экономики и соответствующие им понятия результатов экономической деятельности – валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП). Под внутренней экономикой понималась деятельность на экономической территории страны резидентов и нерезидентов. Национальная экономика охватывала деятельность только резидентов на территории данной страны и за ее пределами. В новой версии СНС различия между данными понятиями не проводятся, и дается определение внутренней (национальной) экономики , охватывающей деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

5. Экономические операции – взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Выделяют три группы операций между субъектами (табл. 2).

Таблица 2

Группы операций между экономическими субъектами

По характеру осуществления все экономические операции делятся на две группы:

· операции на компенсационной основе . Это операции, предполагающие наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товары, услуги, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

· Трансферты, или односторонние операции. Этоэкономические операции, в результате которых одни хозяйственные единицы передают другим единицам безвозмездно товары, услуги или активы. Таким образом, трансферты – это операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг (социальное страхование, налоги, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, подарки, благотворительность). Трансферты не включаются в стоимость ВВП, так как в результате таких выплат не производится нового товара, а лишь происходит перераспределение совокупного дохода. Классификация трансфертов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Классификация трансфертов

По форме По характеру По участникам
1. В денежной форме. 2. В натуральной форме (например, бесплатное предоставление лекарств) 1. Текущие – перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы; добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды; гуманитарная помощь; страховые премии и возмещения и т.д. 2. Капитальные – финансирование капитальных вложений предприятий из государственного бюджета; возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий; безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам; безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы 1. Частные – выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица. 2. Государственные – выплаты государства домашним хозяйствам по системе социального обеспечения и предприятиям в виде субсидий

6. Экономические активы – объекты, находящиеся в собственности экономических единиц, позволяющие извлекать экономическую выгоду от владения ими или от их использования. Классификация экономических активов, используемая в СНС, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Классификация экономических активов

Нефинансовые активы – объекты, от которых их владельцы получают экономические выгоды путем использования этих активов в экономической деятельности или хранения в качестве запаса стоимости.

Нефинансовые произведенные активы – активы, созданные в результате производства. Подразделяются на основной и оборотный капитал, а также ценности.

Основной капитал – это совокупность воспроизводимых активов, которые многократно участвуют в процессе производства, и срок службы которых превышает один год. Основной капитал подразделяется на материальный и нематери­альный.

К материальному основному капиталу относятся жилые и не­жилые здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, культивируемые природные активы (рабочий и продуктив­ный скот, плодовые сады и другие насаждения), исторические памятники (используемые для производства культур­ных и развлекательных услуг и вследствие этого рассматриваемые как основной капитал) и т.д. В основной капитал включены также некоторые виды военного оборудования, которые могут ис­пользоваться не только для военных целей, но и для гражданских нужд (аэродромы, автомобили и т.д.).

Категория «материальный основной ка­питал» по методологии СНС отличается от категории «основные фонды», принятой в отечественной практике учета и статистики. Так, в состав материального основного капитала включается стоимость не­завершенного строительства зданий и сооружений и незавершенного производства, если оно перешло в собственность владельца, а в стоимость основных фондов включаются лишь полностью законченные объекты. В стоимость основных фондов не включается также стоимость жилья и хозяйственных построек, принадлежащих гражданам как физическим лицам.

К нематериальному основному капиталу относятся объекты, созданные трудом человека и представляющие собой общедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель. Стоимость данных объектов оп­ределяется заключенной в них информацией, поэтому их относят к нематериальным активам. Сюда включают затраты на разведку по­лезных ископаемых, программное обеспечение, оригинальные произ­ведения развлекательного жанра, литературы и искусства (фильмы, звуковые записи, рукописи и т.д.) и другие нематериальные активы.

Запасы материальных оборотных средств включают в себя сырьё и материалы, незавершённое производство, запасы товаров в сфере обращения, готовую продукцию и товары для перепродажи. Сюда отно­сятся также государственные запасы и резервы зерна, стратегических материалов и других товаров, имеющих особое значение для страны. Особенность этой части активов состоит в том, что они участвуют в одном производственном цикле, видоизменяют свою натурально-вещественную форму и их стоимость полностью входит в стоимость изготавливаемой из них продукции и услуг.

Ценности – дорогостоящие товары длительного пользования, основная функция которых – сохранение своей стоимости. Они включают в себя запасы драгоценных камней и металлов, антиквариат и другие предметы искусства, коллекции, сувениры и пр.

Нефинансовые непроизведенные активы не являются результатом процесса производства. Они либо созданы природой, либо являются результатом юридических или учетных дей­ствий. Эти активы также подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным относятся те ак­тивы, которые являются объектом собственности, могут приносить доход своему владельцу, и право владения которыми может быть пере­дано: земля, разведанные залежи полезных ископаемых, подземные водные ресурсы и некультивируемые (естественные) био­логические ресурсы, вовлеченные в экономический оборот.

Нематериальные непроизведенные активы представляют собой документы, дающие право их владельцам заниматься какой-либо кон­кретной деятельностью, недоступной другим хозяйственным единицам. «Гудвилл» отражает совокупность факторов, побуждающих клиентов вновь прибегать к услугам данной организации: репутация, название фирмы, ноу-хау, запатентованные способы производства и т.д.

Финансовые активы – объекты, в отношении которых осуществляются права собственности, а институциональные единицы получают экономическую выгоду в результате владения или использования таких объектов в течение определенного времени. В СНС отражаются следующие группы финансовых активов:

Монетарное золото – централизованный запас золота в слитках или монетах, хранящийся в государственных денежно-кредитных учреждениях. Специальные права заимствования (СПЗ) являются международными резервными активами, создаваемыми и распределяемыми МВФ, и представляют собой гарантированное и безусловное право держателя на получение других резервных активов. СПЗ используются только на уровне правительств через центральные банки и международные организации для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах МВФ.

Депозиты - денежные средства, переданные банку на хра­нение и подлежащие возврату с оплатой, определенной дого­вором процентной ставки.

Наличные деньги состоят из банкнот и монет, находящихся в обра­щении и используемых в качестве средства платежа.

Ценные бумаги, кроме акций, включают долговые обязательства - документы, выдаваемые заемщиком кредитору при получении заемных средств. К ним относятся: облигации различных видов, векселя, депозитные сертификаты.

Акции и другие виды долевого участия в капитале включают акции, а также различного вида паи.

К ссудам (займам) относятся финансовые активы, которые образу­ются, когда кредиторы предоставляют средства непосредственно должникам (например, соглашение о финансовом лизинге, потребительс­кий кредит, кредит на покупку в рассрочку, соглашение о про­даже ценных бумаг с последующим их выкупом и др.).

Страховые технические резервы создают страховые органи­зации как финансовые посредники, которые перераспределяют вре­менно свободные средства держателей страховых полисов и принимают на себя обязательства по выплате страховых воз­мещений при наступлении страховых случаев. Страховые тех­нические резервы включают: резервы по страхованию жизни и резервы пенсионных фондов; резервы предстоящих платежей по другим видам страхо­вания, кроме страхования жизни.

Другие счета дебиторов и кредиторов включают ранее неквалифицированные элементы, к которым относятся торговые кредиты, авансы в счет оплаты незавершенных работ и др.

Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и его финансовыми обязательствами называется чистой стоимостью капитала .

1. К элементам системы национальных счетов не относят...

–: совокупность счетов СНС

–: совокупность хозяйственных единиц

–: совокупность секторов экономики

+: план счетов бухгалтерского учета

2. Совокупность накопленных ресурсов страны, ее экономических активов, необходимых для осуществления процесса производства и обеспечения жизни ее жителей называется …

–: институциональным сектором

–: системой национальных счетов

+: национальным богатством

–: валовым национальным продуктом

3. В СНС не требуется составления полного набора счетов для сектора экономики …

–: некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

–: нефинансовые предприятия

+: остальной мир

–: финансовые учреждения

4. Резидентами России являются …

+: иностранные компании и банки, находящиеся на экономической территории страны более года

–: иностранные студенты

–: сотрудники иностранных посольств

–: иностранные военнослужащие

5. В структуру СНС входит баланс …

+: денежных доходов и расходов населения

–: трудовых ресурсов

–: активов и пассивов

–: основных фондов

6. К группам счетов для секторов экономики в СНС относятся …

+: счета накопления

–: счета образования доходов

–: финансовые счета

+: балансы активов и пассивов

7. К консолидированному счету производства балансирующей статьей является …

–: валовой национальный располагаемый доход

+: валовой внутренний продукт

–: валовая прибыль и валовые смешанные доходы

–: валовой национальный доход

8. Оплата труда и факторы производства отражаются в графе «Использование» счета …

–: распределения первичных доходов

+: образования доходов

–: счета конечного использования

–: производства товаров и услуг

9. Счета в СНС составляются …

+: по секторам, отраслям и по экономике в целом

–: только по отраслям экономики

–: только по экономике в целом

–: только по секторам экономики

10. В странах с развитой рыночной экономикой макростатистические показатели рассчитываются на основании …

–: платежной системы государства

– платежного баланса

+: системы национальных счетов

–: баланса народного хозяйства

11. Какие важнейшие приемы бухгалтерского учета использованы в СНС?

+: принцип двойной записи операций

–: записи в счетах относятся к каждой отдельной хозяйственной операции

–: использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ

–: в счетах СНС различают две части: дебет и кредит

12. Экономическая территория страны не охватывает …

–: посольства страны и других государств

–: территориальные воды

+: военные и научные базы других государств

–: национальное воздушное пространство

13. Экономическим оборотом в СНС называется …

–: территориальное перемещение институциональных единиц

–: обмен экономической информацией между хозяйствующими субъектами

+: движение товаров и доходов в стоимостной форме

–: отражение активов и обязательств товаропроизводителей на счетах бухгалтерского учета

Группировки и классификации в системе национальных счетов

1. Система классификации в СНС включает …

+: экономические операции

–: временя выполнения операций

–: формы собственности

2. В состав капитальных трансфертов включаются…

–: прямые текущие налоги на доходы

–: взносы по социальному страхованию

+: безвозмездные ассигнования в виде экономической помощи на капитальное строительство в других странах

–: возмещение убытков от стихийных бедствий

3. В статистике системы национальных счетов в составе сектора «Экономика в целом» выделяются (согласно КИЕС) следующие из нижеперечисленных секторов …

–: дальнее зарубежье

+: финансовые корпорации

+: государственное управление

–: ближнее зарубежье

4. Операции с доходами не включают…

+: экспорт товаров и услуг

+: приобретение финансовых активов

–: перераспределение доходов

+: распределение добавленной стоимости

5. В статистике системы национальных счетов к операциям с товарами и услугами относят …

+: субсидии

+: выпуск продукции

+: импорт товаров и услуг

Похожие статьи