Требования к руководителю менеджмент. Организатор как ключевой фигурой производства. стиле управления. Требования, предъявляемые к менеджеру

Лидерство - это часть управления, но не все управление. Если человек является сильным лидером и слабым управляющим, тогда люди будут следо­вать к сложной цели.

Вместе с тем деятельность менеджера представляет ряд профессиональных требований к нему. Он должен обладать следующим на­бором способностей:

1) концептуальность, т.е. представлять деятельность фирмы в целом и адаптировать ее к меняющимся условиям делового мира. Он должен обладать навыками стратегического планирования;

2) оперативность, т.е. обладать квалификацией на уровне прини­маемого решения;

3) аналитичность, т.е. уметь эффективно применять научные ме­тоды анализа, в первую очередь инструменты количественного ана­лиза. Он должен уметь диагнозировать проблему и определять аль­тернативное решение;

4) способность к административным решениям, т.е. обладать на­выками организационных решений и процедурных вопросов;

5) коммуникационность, т.е. уметь передавать свои идеи и разра­ботки как в устной, так и в письменной форме;

6) коммуникабельность, т.е. уметь строить свои отношения в об­щении с коллегами как внутри фирмы, так и за ее пределами;

7) обладание, определенным уровнем технических знаний, вклю­чая специфические знания, необходимые для постановки и реше­ния управленческих задач.

Вместе с тем, концепция ограничений исходит из того, что ее ме­неджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют области, в которых они не компетентны. Такие действия менеджера и трактуются как ограни­чения. Выяснив такие ограничения, можно сосредоточить внима­ние на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.

Выделяются следующие 11 потенциальных ограничений в дея­тельности руководителя.

1. Неумение управлять собой. Руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликта­ми и стрессами, эффективно использовать время, энергию и навы­ки), ограничены в управлении организацией.

2. Размытые личностные ценности. Менеджеры должны ежеднев­но принимать великое множество решений, базирующихся на лич­ных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управ­ленческих решений снизится.

3. Менеджер, не способный определить свои цели, не сможет до­стичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен нечеткос­тью личных целей.

4. Заторможенное личное развитие. Способность к саморазвитию не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания.



5. Неумение решать проблемы (принимать решения). Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка ре­шения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные проблемы на потом. В результате накапливается большой круг про­блем, которые руководитель решить уже не в состоянии.

6. Отсутствие творчества в работе. Творческая личность подготов­лена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, исполь­зующие в своей деятельности ситуационный подход, способны иг­рать много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации.

7. Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах влия­тельности играет личный фактор. На многих людей производят впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.).

8. Непонимание специфики управленческого труда. Основная мысль этого ограничения сводится к тому, чтобы менеджер доби­вался результатов не личным трудом, а через труд других лиц.

9. Низкие организаторские способности. Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, об умении оп­тимально организовать трудовой процесс.

10. Неумение обучать. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно не проводилось, - важнейший элемент уп­равленческой эффективности.

11. Неумение формировать коллектив. Формирование коллектива - процесс сложные и противоречивый. Это, прежде всего, связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противо­речие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок групповым можно го­ворить о степени коллективности или степени социальной зрелости трудового коллектива.

В современных условиях очень важное значение приобретают способности к стратегическому управлению, что предполагает на­личие у менеджера пяти элементов:

- умение смоделировать ситуацию;

- способность выявить необходимость изменений;

- способность разработать стратегию изменений;

- способность использовать в ходе изменений надежные методы;

- способность воплощать стратегию в жизнь.

В результате исследований было получено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности. Они были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые навыки, умения и качества, присущие руководителям, имеющим высокие показатели. Результаты обработки показали, что для различных уровней управления обеспечивают продуктивность работы следующие характерные качества: для высших руководителей - развитость концептуального мышления; для средних - умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат; для низших - деятельное знание технических аспектов выполняемых задач.

Профессионально стратегическим управлением всегда занимались политики и военные. Повышенное внимание современного бизнеса к стратегическому управлению определяется его природой, базирующейся на конкурентной борьбе. В этом плане становится необходимым изучение факторов, определяющих конкуренцию в бизнесе, и соответственно учет их действия при разработке и реализации стратегии компании. Решение этой стратегической задачи делает необходимым анализ и оценку подходов, лежащих в основе системы подготовки кадров, стратегического управления подготовкой человека будущего.

Общие требования к лицам, принимающим решения стратегического уровня. Исследования по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проведенные Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными являются 10 качеств менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:

    ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;

    принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;

    стремление увеличить количество своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

    незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;

    исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;

    стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;

    значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;

    понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;

    концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

    посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.

В результате исследований путем анализа многочисленных опросов руководителей высшего звена из высокоприбыльных компаний было получено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности. Они были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые навыки, умения и качества, присущие руководителям, имеющим высокие показатели. Результаты обработки показали, что для различных уровней управления обеспечивают продуктивность работы следующие характерные качества персонала управления: для высших руководителей - развитость концептуального мышления; для средних - умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат; для низших - деятельное знание технических аспектов выполняемых задач.

При этом аналитическую группу качеств составили способности:

    формировать долгосрочные и краткосрочные цели;

    выявлять существенно важные характеристики окружающей среды;

    вовремя осознавать необходимость принципиальных изменений.

Исходя из этой классификации качеств преуспевающих менеджеров, руководитель на стратегическом уровне должен обладать стратегическим мышлением и иметь аналитические способности. На каждом иерархическом уровне управленцы должны обладать профессиональными и личными качествами, соответствующими этому уровню.

Исходя из вышесказанного, необходимые качества современного менеджера - это:

    ум - для анализа ситуаций, оценки обстановки, постановки задач подчиненным;

    беспристрастность - для подчинения всего персонала организации логике решения задач;

    гуманность - для учета моральных факторов, возможных слабостей подчиненных и выбора соответствующих форм воздействия;

    мужество - для сохранения личной стойкости, готовности корректировать свое состояние в соответствии с логикой развития событий;

    строгость - для поддержания дисциплины и порядка в организации.

Стратегическое мышление

Стратег - это, прежде всего, абстрактный мыслитель, действует совместно с тактиком, конкретизирующим его абстрактные планы, программы. Стратег воплощает заказы политиков, используя механизмы стратегического управления обществом, фирмой, учитывая их наличные и потенциальные ресурсы.

Полководцы отмечали различие логик боя и войны, которые часто не только не совпадали, но и принципиально различались. Стратег обращает внимание на целое, где абстрактная цель и сущность войны сохраняется. Цель абстрактной войны - лишить неприятеля возможности сопротивления. Тактик сосредоточен на актуальном, ситуационном в деятельности. Он реализует инструментальную функцию боя. Целевая функция, идущая от заказчика, политика, является периферической для «инструмента» (войска).

В стратегии инструментальность военной деятельности сочетается с целевой функцией, и уже становится мало лишь обезоружить противника. В рамках инструментальной функции боя существуют свои инструментальные цели и способы их достижения. История имеет достаточно примеров различия между достижением инструментальных целей (тактика) и целей войны (стратега). Примером может быть «Пиррова победа» или отход и последующий разгром Наполеона после сражения под Бородино.

Анализ стратегических и тактических целей показывает, что в организации управления для целей тактических характерны технологичность и задачность, а стратегических - усложнение (до возникновения проблем) форм управления. В практической деятельности управленцев это проявляется в специфике управления на микро- и макроуровнях.

Результаты исследований позволяют составить предварительный перечень профессиональных требований к стратегическому мышлению. В качестве единиц (целостности), в которой строится стратегия, могут выступать предприятия, отрасль, регион, страна и т. п. В любом случае должен быть управленец, ответственный за бытие единицы и создающий абстрактные нормы, проекты этого бытия в фиксированных условиях.

Профессиональные требования к стратегическому мышлению:

1. Реакция на внешние условия и их выраженность в требованиях к системе.

    структуры, потребностей системы, потенциала, актуальных целей, планов (организации);

    соотнесения прошлого, будущего и настоящего системы, динамики внешних условий;

    специфических факторов внешних условий, значимых для системы.

3. Создание плана поведения, правил реагирования системы на изменяющиеся условия.

4. Рассмотрение стратегии в качестве:

    абстрактного проекта деятельности звеньев системы и системы в целом, средства принятия конкретных решений;

    реакции на качественные изменения внешних требований;

    побуждающей к поиску новых перспектив развития системы;

    способствующей унификации процессов принятия решений;

    снижающей уровень неопределенности в содержании частных решений;

    средства оценки частных проектов деятельности, требований ведущей системы ценностей, основы для создания опорных точек реализации.

5. Связь стратегии, прежде всего, с ресурсным анализом на стадии создания и подготовки к реализации, с вовлечением наиболее «сильных» сторон системы, с возможностью переопределения важнейших ее параметров;

6. Владение общей и понятийной культурой мышления.

7. Опора на мировоззрение как средство стратегического проектирования.

8. Стремления к полноте фиксации и учета меняющейся информации, к структурированию содержания информационных потоков, максимальной «основательности» в мышлении.

9. Способность «не обманываться» на материале изменяющейся информации.

10. Максимизация «тонкости» и проницательности в мышлении.

11. Способность к прогнозированию хода событий и использование принципа «причина - следствие», объектной каузальности.

12. Владение теорией деятельности и системодеятельностным проектированием.

13. Умение:

    находить выход из тупиковых ситуаций;

    объединять положительные и отрицательные явления в единую картину, превращать отрицательное в то, что может быть полезным, различать положительное и отрицательное в явлении, выявлять скрытое в явлении, выбирать лучшее решение;

    мыслить в схемах и схематических изображениях, выявлять роль отдельных факторов в явлениях.

14. Стремиться к регулированию «объема» и напряжения хода событий в целом, к полному познанию себя и партнеров, к глубине и истинности в мышлении.

Среди множества требований к стратегу, его мышлению, действиям, самоопределению, воле и т. д. существуют такие, которые наименее учитываются в принятии стратегических решений. Прежде всего, это требование к культуре мышления вообще и рефлексивному мышлению в частности. Стратег должен оперировать как конкретными, стихийными, ситуационно-имитационными, так и абстрактными, конструктивными представлениями. Следовательно, необходимо уметь применять различные знаково-символические средства (абстрактные схемы и т. п.), с помощью которых выражается фиксируемое и оперативно-манипулируемое содержание. Сами процедуры оперирования регламентируются различными рефлексивными функциями и соответствующими логическими формами.

Чтобы стратегия была применена в практической реализации, необходима культура формирования, использования и совершенствования групп, соотнесенных с организацией управленческой иерархии. В этой культуре совмещается соответствующие мыслетехники, психотехники, группотехники в процессах общения, коммуникации, постановки и решении задач и проблем.

Виктор Колпаков ,
кандидат военных наук, профессор кафедры управления персоналом Межрегиональной академии управления персоналом (г. Киев, Украина), полковник в отставке.

В современном обществе требования к руководителю изменились. В связи с научно- техническим прогрессом и новыми методами и стратегиями управления, современный руководитель должен обладать рядом свойств, которые бы увеличили бы его эффективность в современных условиях. Для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть наукой и искусством управления. Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения. Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации. Чтобы руководитель успешно и эффективно управлял своими подчинёнными, он должен иметь определённые качества и навыки. Эти требования завышены, так как на руководителя возложена большая ответственность и от его действий во многом зависит эффективность самой организации. В руководителе должно быть много хороших качеств, так как он дает пример своим сотрудникам.

Рассмотрим основные свойства современного руководителя:

  • 1. Социальная направленность деятельности. Современный руководителю должен иметь широкий кругозор. Ему следует хорошо разбираться в разных сферах деятельности, ведь очень часто они переплетаются, например, знание налогового кодекса необходимо для ведения бизнеса, а так же и других законодательных и нормативных актах.
  • 2. Высокая компетентность и ответственность в своей профессиональной деятельности. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Управленец должен хорошо разбираться в сфере той организации, в которой он работает. Ведь он не просто управляет людьми, а ставит перед ними определённые задачи, которые связаны с производством и её технологиями. Так же ему необходимо научиться быстро принимать решения и нести ответственность за них, а так же умело и грамотно перераспределять ответственность и полномочия между другими подчинёнными. Так же современному руководителю следует знать деловую этику, психологию, философию и т.д., чтобы правильно преподносить информацию и найти к каждому сотруднику определённый подход. Они должны обосновывать цели деятельности и заставлять людей верить в необходимость их достижения.
  • 3. Организаторские способности. Современный руководитель должен уметь из совершенно или мало знакомых людей, сделать команду. Он должен так организовать процесс производства, чтобы люди слажено и совместно работали, выполняя свои определённые функции. Конечно, бывает так, что руководителю легче самому выполнить работу, чем объяснять задачи и методику выполнения своему сотруднику. Но тогда сотрудник ничему не научиться и в следующий раз руководителю снова придётся выполнять эту работу. Поэтому можно создать такие условия, чтобы сотрудники друг другу помогали. Руководителю следует поощрять активность и инициативы людей.
  • 4. Высокие моральные качества. Современный руководитель должен быть примером подражания для своих подчинённых. Самый лучший руководитель - это руководитель, который заслужил уважение своих людей. Для этого конечно необходимо иметь такие качества, как справедливость, толерантность, тактичность, эрудированность и т. д. Управленец должен так же общаться и не по деловым вопросам, интересоваться здоровьем сотрудников, их семьёй и т. п., ведь очень часто личные дела влияют на работу подчинённого. Руководитель должен быть внимательным и терпеливым, ведь никому бы не понравилось, если бы его руководитель каждый раз срывался на него из-за каких-то мелочей. Если человек несправедлив, неадекватен и груб, то с ним общаться не хочется, не то, что работать. Такой руководитель создаст напряжённую и некомфортную атмосферу, вследствие, чего эффективность труда снизиться
  • 5. Эмоционально-волевые черты характера. Воля человека всегда приводит его к победе. Это очень важная и сильная черта, которая может горы свернуть, было бы желание. Руководитель должен обладать такими волевыми качествами как решительность, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность и т. д. Важную роль занимает чувство ответственность за свои решения и результаты деятельности руководимого им коллектива. Так же важно, чтобы руководитель мог замечать не только чужие недостатки и ошибки, но и свои. Умение признать их и исправить в себе заслуживает уважения. Управленец должен всегда контролировать ситуацию, а в экстренных ситуациях уметь быстро принимать правильные решения
  • 6. Интеллектуальные способности. Ум и креативность следует развивать каждому из нас, но для руководителя эти качества ещё важнее развить. Управленец должен так же обладать и логичностью мышления и способность оперативно прогнозировать сложившуюся ситуацию. Он должен мыслить шире и уметь определять будущее развитие, то есть уметь мыслить на несколько шагов вперёд. Руководитель должен постоянно пополнять свои знания, развиваться, иметь желание познать, как можно больше. Ему следует мыслить нестандартно, постоянно искать новые пути для самосовершенствования себя и своих подчинённых.
  • 7. Умение поддерживать свой авторитет. Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета. Авторитет для руководителя играет свою роль в общении с подчинёнными. Авторитет во многом облегчает управление и располагает к себе людей, поэтому авторитет следует оберегать и повышать. Очень трудно оставаться авторитетным лидером и быть частью команды. Самая большая сложность найти в этом баланс и умело преподносить себя в разных ситуациях. Многие не смогли найти компромисс и потеряли умение хорошего руководителя. Причиной является боязнь потерять хорошие взаимоотношения с сотрудниками, увеличив свой авторитет. Поэтому здесь действует одно из правил жизни - надо всегда уметь выбирать «золотую середину».
  • 8. Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Элементами имиджа являются внешность руководителя, его манеры, культура общения. Как говориться в пословице «встречают по одёжке, а провожают по уму». Руководитель должен выглядеть презентабельно, чтобы ему хотелось доверять, и был виден его профессионализм. Он должен зарекомендовать себя другим организациям, как внешне приятного, опрятного руководителя с интеллигентными и культурными качествами.
  • 9. Крепкое здоровье. Стрессоустойчивость для современного руководителя - чрезвычайно необходимая вещь. Каждый день они сталкиваются с высокими нервными и физическими напряжениями. Причинами профессиональных заболеваний, как правило, является нарушение сна, высокий стресс на работе и в следствие повышенная нервная возбудимость и т. д. Многие управленцы достаточно пренебрежительно относятся к своему здоровью, пытаясь произвести впечатление на окружающих, не учитывая, что их здоровье является одним из факторов эффективного управления. Поэтому так важно, чтобы руководитель заботился о своём здоровье, вёл здоровый образ жизни. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это общественная ценность для коллектива, организации и государства.

В современном обществе повысились требования к личности менеджера. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.

Требования к современному руководителю:

  • 1. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.
  • 2. Должен уметь ценить время подчиненных.
  • 3. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.
  • 4. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.
  • 5. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.
  • 6. Уметь вести дебаты и переговоры.

Современный руководитель должен соблюдать вышеперечисленные указания, чтобы повысить эффективность организаций. Он должен в полной мере раскрыть свои способности и постоянно совершенствовать свои навыки. Большое значение для руководителя имеет умение наладить контакты со всеми уровнями управления, а также с подчиненными в своем отделе. Это требует высокой компетенции, эрудированности, тактичности и толерантности.

Чтобы взять человека на должность руководителя, нужно чтобы он соответствовал определённым критериям, поэтому так важно знать какими качествами он должен обладать и как должен планировать своё время. Для этого как раз и оценивают деловые качества управленцев. Те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие. Чтобы так менеджеры и расходовали своё время, они должны обладать определёнными навыками и умениями.

Большинство специалистов разделяют деловые качества на три группы:

  • - профессиональные;
  • - личные;
  • - деловые.

Профессиональным качеством можно назвать знание своего дела, то есть современный руководитель должен обладать определёнными знаниями и практическими навыками в той сфере, в которой он работает. Он должен уметь правильно организовывать и планировать, как своё время, так и своих подчинённых. К требованиям для современного руководителя обычно относят окончание высшего образования, знание английского языка, так как многие российские компании сотрудничают с зарубежными организациями, опыт в сфере его деятельности, хорошая эрудиция и т. д. Ему так же следует иметь широкий кругозор, стремится к совершенствованию себя и других, а также иметь представление о развитии деловой этики в разных странах.

Р. Катц выделяет три вида этих профессиональных качеств:

  • - техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);
  • - мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);
  • - концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные).

К личным качествам руководителя можно отнести следующие качества: справедливость принятых решений, наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, хорошее и доброжелательное отношение к другим людям, уверенность в себе, нестандартное мышление, изобретательность, коммуникабельность, умение доверять своим подчиненным, готовность к сотрудничеству, умение находить «общий язык» с представителями других компаний и наличие этических норм. Эти качества должны быть развиты у каждого сотрудника, но у управленца они должны быть развиты ещё сильнее и больше, ведь на нём лежит намного больше ответственности и обязательств.

К этическим нормам управленца можно отнести следующее:

  • 1. Управленец должен заботиться об окружающей среде и минимизировать загрязнения на производстве.
  • 2. Управленец должен руководствоваться общепринятыми правилами и нормами, проводить конкуренцию честными путями, соблюдая правила рыночной игры.
  • 3. Созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не усугублять расслоение общества.

К деловым качествам можно отнести умение планировать и организовывать деятельность организации, ставить цели и распределять задачи между сотрудниками, а так же контролировать и регулировать осуществление поставленных функций. Современный руководитель должен обладать силой убеждения и уметь ловко и непринуждённо координировать своих сотрудников. Очень цениться в управленце стратегическое мышление, правильная оценка обстоятельств, целеустремлённость, инициативность и оперативность в решении проблем.

Качества современного руководителя:

  • 1. Интеллектуальные способности. К этому следуем отнести ум и креативность, логичность мышления, образованность, рассудительность, знание своего дела, хорошая эрудиция, постоянное саморазвитие.
  • 2. Черты характера личности. К этому можно отнести наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, инициативность и энергичность, терпение и стрессоустойчивость, смелость и уверенность в себе.
  • 3. Приобретенные умения. К ним относят силу убеждения, самосовершенствование и постоянная тяга к новым знаниям, умение разбираться в людях, завоёвывать доверие и авторитет, создание определённого имиджа.

В настоящее время все большее число предприятий пытается отойти от прежних внутрифирменных командно-иерархических отношений и упрочить свои позиции путем лучшего использования сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, построению структуры организации и менеджмента, процессу разработки и принятия управленческих решений, работе с персоналом и оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих. Требования к современному руководителю изменились, так как средства труда усовершенствовались в связи с научно-техническим прогрессом.

11.4. Основные требования, предъявляемые к руководителю предприятия

Многие специалисты утверждают, что успех в деятельности любой коммерческой организации на 80–90% зависит от руководителя. Поэтому к нему должны предъявляться жесткие требования, важнейшие из которых компетентность, требовательность, честность, справедливость, собранность, умение ценить свое время и время подчиненных, коммуникабельность и др.

Американский ученый Н. Хилл на основании анализа жизни нескольких сот известных преуспевающих руководителей-бизнесменов определил одиннадцать секретов управления:

    смелость и решительность, базирующиеся на знании самого себя и того дела, которому вы посвятили жизнь;

    самоконтроль как прекрасный пример для исполнителей, которые стремятся подражать руководителю;

    острое чувство справедливости, без которого руководитель лишается уважения со стороны подчиненных и утрачивает моральное право командовать;

    ясность планов, т. е. планирует свою работу и работает над планом;

    честность решений, т.е. руководитель демонстрирует уверенность в себе;

    привычка работать сверхурочно, т.е. готовность работать больше, чем он требует от подчиненных;

    привлекательность личности, так как исполнители перестают уважать руководителя, не следящего за собой и своей репутацией;

    сочувствие и понимание – руководитель должен уметь сочувствовать и понимать проблемы подчиненных;

    совершенное владение предметом и ситуацией – руководитель знает дело как «свои пять пальцев»;

    готовность взять на себя ответственность за ошибки и упущения подчиненных;

    сотрудничество – руководитель должен понимать и применять совместные усилия и воспитывать у подчиненных способность к сотрудничеству. Для управления требуется энергия, а ее дает сотрудничество.

Естественно, эти секреты успешного управления не являются исчерпывающими. К таким, например, секретам можно отнести и умение руководителя подбирать кадры, т. е. формировать свою «команду».

Многие руководители подбирают свою «команду» только по критерию преданности, «забывая» о необходимости наличия и других не менее важных критериях, таких, как компетентность, неординарность мышления, организаторские и другие способности. Талантливые личности имеют, как правило, свою точку зрения, они порой «ершистые» и с ними работать трудно, но интересно. К сожалению, многие руководители не находят с ними общего языка и под всякими предлогами пытаются от них освободиться. Прок от этого руководителя не очень большой. Настоящий руководитель сам ищет талантливых сотрудников, создает им хорошие условия, умеет с ними сотрудничать, и результаты деятельности этого руководителя, как правило, блестящие.

В современных условиях актуальнейшая проблема для России состоит в подборе и расстановке таких руководителей, особенно руководителей высшего звена, которые бы работали не только на себя, но и на общество и государство в целом, т. е., чтобы у них присутствовало чувство патриотизма. Без наличия этого критерия у большинства руководителей вряд ли мы создадим сильную и процветающую Россию.

Мы стали забывать о чувстве патриотизма к своей стране и ее гражданам. Патриотизм - это очень емкое понятие, в словаре оно трактуется следующим образом: «Патриотизм (греч. palre – родина) – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение к своей стране, которое определяется в определенном образе действий общественных чувств, обычно названном любовью к родине».

Особенно хотелось бы остановиться на предмете наличия чувства патриотизма у российских олигархов, которые сосредоточили в своих руках огромные финансовые ресурсы.

Патриотизм с их стороны заключается в первую очередь в том, чтобы «их ресурсы» работали на благо России и ее граждан. К. сожалению, не всегда так получается. Например, разве можно говорить о патриотизме губернатора Чукотки Романа Абрамовича, который значительные ресурсы направил на приобретение английской футбольной команды «Челси», когда отечественный футбол находится в весьма плачевном состоянии?! Неужели на Чукотке так хорошо обстоят дела во всех сферах (медицине, НТП, спорте, жилищном комплексе и др.), что не нашлось бы места для применения этих средств?! Конечно, это не так. Таких олигархов в нашей стране не должно быть.

Очень важный критерий для руководителя любого уровня – это острая восприимчивость ко всему новому и передовому. Без наличия этого критерия у руководителя вряд ли руководимая им организация может достичь чего-то существенного.

{SITELINK-S497}возврат к пункту 11.3{/SITELINK} {SITELINK-S249}в содержание{/SITELINK} {SITELINK-S499}переход к 12-й главе{/SITELINK}

Управление является очень динамичной наукой и практикой. Из этого следует, что требования к руководителю не сохраняются неизменными. Развивается теория управления, и совершенствуется практика. Требования к современному руководителю постоянно обновляются и дополняются.

В рамках изучения требований к современному руководителю рассматриваются следующие вопросы :

1. Задачи современного руководителя;

2. Факторы успеха руководителя;

3. Психологическая направленность руководителя;

4. Ограничения и ошибки неэффективного руководителя;

5. Психологические законы управления.

Требования к современному руководителю – это комплекс личных качеств и профессиональных черт, которые необходимы менеджеру для успешной управленческой деятельности.

Задачи современного руководителя, как показано в первой главе в разделе 1.3, заключаются в следующем:

1) сделать интересной свою профессиональную жизнь;

2) сделать интересной профессиональную жизнь подчиненных;

3) обеспечить эффективность работы коллектива;

4) сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Успешное решение указанных задач требует от руководителя соответствующих внутренних свойств, профессиональных качеств и необходимых усилий. Ориентация на решение только третьей задачи, которая долго доминировала в обществе, давно и безнадежно устарела. Мир изменился, и вместе с ним появились новые подходы к качеству жизни и профессиональному труду.

Люди больше не хотят просто получать заработную плату в профессии. Они стремятся к креативному труду, к самореализации, занятию достойного места в обществе, утверждению своего высокого социального статуса. В достижении всего этого очень многое зависит от непосредственного руководителя.

Современная психология управления активно использует разницу между успешным и неудачным руководителями. Соответствующий анализ позволяет сформировать факторы успеха руководителя, которые кореллируют с его задачами.

Факторы успеха руководителя – это своего рода условия, при которых его управленческая деятельность будет эффективной. Факторы успеха можно свести к четырем условиям: работа в удовольствие, современные подходы в работе с людьми, профессиональная управленческая подготовка, личная креативность.

Работа в удовольствие означает, что управленческий труд должен приносить руководителю личное удовлетворение, давать возможность самореализоваться. То есть, этот фактор связан с решением первой задачи – сделать интересной свою профессиональную жизнь.

Управленческая работа не должна быть в тягость. Иначе руководитель будет просто мучить и себя, и подчиненных. В таком случае надо поискать иную сферу деятельности, попытаться «найти себя» в другой профессии.

Так, известный американский бизнесмен Хаммер заявлял: «Для меня бизнес не средство обогащения. Это удовольствие от нестандартной работы».

Удовольствие от работы появляется тогда, когда в ней достигается высокая квалификация. А профессионализм руководителя складывается из ряда составляющих: хорошего управленческого образования, собственных волевых усилий и определенных природных данных.

Две первых составляющих находятся полностью во власти человека. Иными словами, имея желание (мотивацию) и проявив волю можно достичь высокого мастерства в управленческой деятельности.

Успешных руководителей, поднявшихся до управления крупными корпорациями и целыми отраслями, называют «золотыми воротничками». Именно эти люди управляют современной экономикой, политикой, обществом в целом.

Современные подходы в работе с людьми охватывают стиль руководства, личный (неформальный) авторитет, умение влиять на людей, ораторское искусство и умение слушать, использование современных приемов мотивации и многое другое. Этот фактор связан с решением второй задачи руководителя – сделать интересной профессиональную жизнь подчиненных.

Работа с людьми является наиболее сложной частью деятельности руководителя. Относительно легко научиться управлять потоками, системами, технологиями, оборудованием, но сложно научиться воздействовать как на отдельного человека, так и на коллектив. Однако интерес к людям, искренняя к ним привязанность позволяют добиться успеха и в этой сфере, и получить удовольствие от делового общения и руководства.

Наибольших успехов во влиянии на миллионы людей добились не грозные цари и великие завоеватели, а люди с большим сердцем. Так, Ганди «политикой ненасилия» добился освобождения своей родины Индии от колонизаторов. А его большое человеколюбие принесло ему высочайший титул – «махатма», то есть отец нации.

Профессиональная управленческая подготовка означает усвоение территории и практики менеджмента, то есть управленческое образование. Этот фактор связан с решением третьей задачи руководителя – обеспечить эффективность работы коллектива.

Высокий профессионализм руководителей позволяет добиться успешной деятельности организации. Современная теория и практика менеджмента позволяют дать заинтересованному человеку отличную подготовку в сфере управленческой деятельности. Для этого надо получить хорошее образование в вузе с высокой репутацией. А затем, на протяжении всей жизни, пополнять управленческие знания самообразованием.

Например, в западной традиции и управленческой литературе задача и требование профессионализма обозначаются так – «сделать деньги».

Креативность в работе руководителя вытекает из характера управленческой деятельности. Выше отмечалось, что в труде руководителя практически не встречается стандартных ситуаций, всегда будут определенные отличия. И поэтому даже классические управленческие знания руководителю приходится применять в конкретной оригинальной обстановке.

Креативность руководителю необходима и в семейной и личной жизни. Высокая занятость на работе и увлеченность ею создают определенные трудности в семейных и дружеских отношениях. В этом жизнь руководителя отличается от жизни других людей. И ему надо проявить немалую креативность, чтобы решить четвертую задачу современного руководителя – сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Психологическая направленность руководителя – это внутренние приоритеты в его профессиональной деятельности.

От направленности руководителя во многом зависит эффективность его работы. Можно выделить, в качестве основных, четыре вида психологической направленности: на задачи организации, на персонал, на мнение начальства, на себя.

Направленность руководителя на задачи организации означает приоритет производственной деятельности.

Руководители такой направленности значительное внимание уделяют достижению профессиональных целей. Они тщательно планируют работу, составляют графики ее выполнения, нормируют труд. Для подчиненных такие руководители составляют подробные инструкции, регулярно проводят производственные совещания, осуществляют обучение и контроль.

Так, часто руководители производственной направленности являются «трудоголиками». Ради дела они не считаются со своим личным временем и усилиями. Обычно они того же требуют и от подчиненных. А это далеко не всегда встречает понимание. Трудоголизм воспринимается сегодня как профессиональное заболевание.

Направленность руководителя на персонал означает приоритет внимания к подчиненным.

Такие руководители справедливо убеждены в том, что главной ценностью любой организации являются люди. Поэтому они направляют свои усилия на условия труда, социальный статус и психологический комфорт своих сотрудников, установление отношений взаимного доверия.

Например, руководители человеческой направленности открыты для общения, дружелюбны, ориентированы на благополучие работников. Они много общаются с подчиненными, активно используют «обратную связь», то есть информацию, идущую снизу вверх. Обычно такие руководители пользуются расположением со стороны подчиненных.

Направленность руководителя на мнение начальства означает приоритет внимания к указаниям сверху.

Обычно такая направленность связана с неуверенностью руководителя на своем посту, непониманием своих задач и незнанием путей их решения. Однако при этом присутствует сильное желание удержаться на руководящей должности любыми средствами.

Часто такая «подхалимская» направленность связана с активным желанием сделать карьеру путем всяческого угождения начальству.

Направленность руководителя на себя – это приоритет личных интересов.

Такой руководитель превыше всего ставит не работу, а свое положение в ней. Личные амбиции и устремления определяют его позицию в любых производственных ситуациях.

Так, в Октябрьской революции 1917 года в России историки выделяют фигуру Льва Троцкого – второго человека в партии большевиков. Его психологическая направленность оценивается так, что он любил не революцию, а себя в революции. Это привело к злоупотреблениям и стремлению к единоличной власти.

Эгоистичные руководители нередко допускают административные злоупотребления. Согласно их психологии, во главе угла стоят собственные интересы, личное обогащение.

Подводя итог рассмотрению приоритетов руководителей, следует отметить, что предпочтительной является направленность на персонал. Успешные руководители отличаются вниманием к людям, что позволяет создавать эффективные высокопроизводительные рабочие коллективы.

Факторы, которые сдерживают развития потенциала руководителя, получили наименование «ограничений». Разработана концепция ограничений – теоретическое обоснование помех в совершенствовании профессионализма руководителя.

Можно выделить шесть потенциальных ограничений.

1. Неумение управлять собой. Руководитель работает в условиях нервного напряжения. Владение своим эмоциональным состоянием позволяет сохранять работоспособность, «не расклеиваться» в сложной обстановке, и наоборот. Управление эмоциями означает также уровень общей культуры руководителя.

2. Размытые личные ценности. Действия руководителя во-многом зависят от его принципов, целей, направленности. Если его личные приоритеты недостаточно глубоки, он будет испытывать сомнения в своих суждениях, в принятии решений. Окружающие будут воспринимать это как слабость.

3. Недостаток креативности . Руководителю приходится постоянно использовать творческий подход, т.к. в управлении не бывает абсолютно идентичных ситуаций. Руководителю постоянно надо выдвигать новые идеи, принимать сложные решения, побуждать подчиненных к творчеству.

4. Непонимание специфики управленческого труда. Содержание работы руководителей имеет ряд особенностей. Их надо знать, и учитывать в работе.

Так, эффективность труда руководителя сложно измерить в прямых показателях. Чаще всего это можно сделать лишь опосредованно: о хорошем управлении может свидетельствовать производительная работа коллектива, и положительная атмосфера в нем.

Неотъемлемой частью управленческого труда являются проблемы. Полностью избежать их не удастся, при всем желании. Поэтому надо уметь их решать: от обеспечения рентабельности производства до управления конфликтами.

5. Неумение влиять на людей. Умелое воздействие на окружающих является как природным, так и приобретенным качеством. Получить необходимую поддержку и участие и со стороны подчиненных, и от других людей, часто является важным условием успеха руководителя. А для этого надо чувствовать психологию, внутренний мир других людей, и уметь на них воздействовать.

Так, по отношению к подчиненным руководитель может отдавать ясные и понятные распоряжения, объяснять способы выполнения заданий, предъявлять четкие требования. Но можно отдавать туманные приказы, пускаться в уговоры, просьбы, заигрывания, прибегать к угрозам. Это два диаметрально разных руководителя.

6. Остановленное саморазвитие. Работа над собой и движение вверх, к высшему мастерству, является жизненной нормой руководителя. Если он достиг определенных успехов, и остановился, «почивает на лаврах», он неперспективен.

Типичные ошибки в управлении допускаются неквалифицированными руководителями. Для лучшего понимания, типичные ошибки руководителей в теории управления иногда формулируется в образной форме. Можно выделить шесть основных управленческих ошибок.Рассмотрим их.

Наказание невиновных. Нередко руководители принимают решения о взысканиях «под горячую руку», не разобравшись в ситуации. В результате наказываются не истинные виновники, а те, чья отрицательная роль определена поверхностно, без должного анализа. Нередко при этом присутствует субъективное отрицательное отношение руководителя к сотруднику.

Поощрение непричастных. Это означает, что в коллективных достижениях не определяется реальный вклад каждого сотрудника, не выделяются ключевые фигуры успеха. В результате, награды получают не те, кто внес наибольший вклад в общий успех, а приближенные к руководителю.

Незрелые решения. Эта ошибка связана с принятием решений на «скорую руку», на основании недостоверной, непроверенной, неполной информации. При этом не учитывается мнение специалистов, не привлекаются эксперты. В результате решение оказывается неудачным, а то и вовсе неверным.

Собственная безгрешность. Часто руководители, особенно авторитарного типа, не признают своих ошибок. Они склонны обвинять в недостатках кого угодно, только не себя. Собственные ошибочные решения они не признают, а в неудачах обвиняют «плохих исполнителей». При этом часть подчиненных соглашается с мнением о том, что руководитель не виноват, а все дело в подчиненных.

Так, в славянском менталитете исторически сложилось мнение о том, что царь хороший, а во всем виноваты бояре. Окружение, мол, обманывает царя, и скрытно обижает народ.

Субъективизм отношений. Некоторые руководители не скрывают свое неодинаковое отношение к подчиненным, делят их на любимчиков и изгоев. Первые пользуются особым расположением, им прощаются все ошибки и неудачи. Других же нередко обвиняют даже в том, в чем их вины нет.

Людей, особо приближенных к крупному руководителю, по исторически сложившейся французской традиции называют «фаворитами».

«Навешивание ярлыков». Иногда руководители оценивают не проступок, а личные качества человека, который его совершил. Иными словами, переходят на личность. При этом частный отрицательный случай обобщается. А негативная оценка конкретного упущения подается как характеристика личности сотрудника – безответственный, неспособный, бездельник и т.д.

Следует отметить, что люди невольно стараются оправдать данные им характеристики. Если человека похвалили, он стремится соответствовать этому. И наоборот. «Если человека долго называть свиньей, он в конце концов захрюкает», – гласит русская народная пословица.

Если руководитель хочет соответствовать современным требованиям, он должен знать типичные ошибки управления, и не допускать их в работе.

Психологические законы управления – это те закономерности и тенденции, которые обязательно проявляются в руководстве в определенных условиях. Знание законов управления позволяет эффективно осуществлять руководство и добиваться успеха.

Законы управления связаны с деловым взаимодействием начальника и подчиненного, и управленческим общением в профессиональной деятельности. Часто они излагаются в образном виде.

В теории управления популярно изложение законов в юмористической форме. Однако, несмотря на юмор, в них высоко содержание истины. Поэтому такие изложения следует воспринимать всерьез. Многие законы имеют своих авторов, по именам которых они и названы.

Отметим самые известные из управленческих законов в юмористической форме.

Закон Хлейда:

«Решение сложной задачи поручайте ленивому сотруднику – он найдет легкий путь».

Закон Ханта:

«У любой великой идеи есть недостаток, равным или превышающий величие этой идеи».

Закон Хенлона:

«Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью».

Закон Хокинса:

«Прогресс состоит не в замене неправильной теории на правильную, а в замене неправильной на неправильную же, но уточненную».

Закон Мейера:

«Усложнять – просто, упрощать – сложно».

Итак , требования к современному руководителю вытекают из задач, и кореллирующих с ними факторов успеха умелого управления. К факторам успеха относятся следующие: работа, как удовольствие; современные подходы в работе с людьми, управленческая подготовка, креативность руководителя.

Выделяют четыре основных вида психологической направленности руководителя: на задачи организации, на персонал, на мнение начальства, на себя. Успешный руководитель направлен на заботу о персонале, на задачи организации.

Современный руководитель должен знать законы управления и учитывать их в своей деятельности.

Опытный руководитель обязан ориентироваться в типичных управленческих ошибках, и не допускать их в своей работе.


Похожая информация.


Похожие статьи